Победа – одна на всех (продолжение)
Мы продолжаем публиковать воспоминания Вячеслава Даниловича Никитина о праздновании главного для него праздника – Дня Победы – в разные годы.
Продолжение.
Начало в прошлом номере.
Святой праздник
Мы вернулись из Германии в 1947 году. И хотя именно в этом году праздник Победы сделали рабочим днём, и торжества не проводились, в нашей семье всегда после работы за празднично накрытым столом собирались близкие и родные и отмечали Великую Победу. Фронтовики вспоминали случаи из боевой жизни, а женщины – о том, как трудно было жить и работать в военные годы. Поднимали тосты, пели песни.
Когда в 1965 году этот день вновь сделали выходным, появилось ощущение праздника. Стали проводиться торжественные собрания, посвящённые победе нашего народа над Германией, в коллективах читаться лекции и проводиться беседы, отмечать участников войны премиями, грамотами, поздравительными письмами. Была учреждена юбилейная медаль «20 лет Победы в ВОВ», которой в числе других участников был награждён и мой отец. Стали проводить шествие через площадь Металлургов, в состав которого входили колонна участников войны, формирования гражданской обороны – аварийно-спасательные группы, санитарные дружины, службы противохимической защиты, формирования автошколы, призывной молодёжи. В колонну включались автомашины с раскрытыми бортами кузовов, на площадках которых участники самодеятельности демонстрировали эпизоды из истории Великой Отечественной войны.
Отец тогда ещё мог ходить в колонне участников. И каждый год мама наглаживала его сохранившийся китель, отец сам, не доверяя никому, начищал его пуговицы и свои награды. По прошествии лет участники войны уже не проходили колонной в марше перед трибуной, а стояли по обе её стороны, слушая приветствия в свой адрес и наблюдая за шествием.
В год тридцатилетия Победы ритуал проведения общегородского праздника был изменён. Перед майскими праздниками, когда я уже работал начальником доменного цеха, на очном рапорте директор комбината Н. И. Дроздов вдруг задал вопрос: «Как доменщики собираются отмечать День Победы?» Я начал докладывать о вахте Памяти, об уборке территории, но Николай Иванович остановил меня и спросил, давно ли я был на могиле Овчаренко. Сказать было нечего. Тогда он произнёс: «День Победы – это святой праздник Победы в священной войне нашего народа, и надо отдавать должное не только памяти воинов, но и тех, кто ковал победу в тылу. Поэтому на бюро горкома партии принято решение привести в порядок все захоронения на кладбище, а за рядом могил известных людей города закрепить шефство коллективов цехов и предприятий». Нашему цеху была доверена могила В. М. Овчаренко.
Вернувшись в цех, я довёл решение до помощников и коллектива, что вызвало одобрение всех работников цеха. Мы с моим заместителем А. М. Таранцом и страшим мастером В. Ф. Мухиным поехали на кладбище и оценили объем работы на могиле Василия Моисеевича.
Для приведения её в порядок направили хозбригаду во главе с Г. А. Кудашевым. В тот год исполнялось десять лет со дня смерти Василия Моисеевича. Девятого мая с утра на кладбище потянулся народ со всего города, и у могилы собрались ветераны и работники цеха, вдова, дочь и сын В. М. Овчаренко. Возложили венки, изготовленные работниками цеха. Подошедшие первый секретарь горкома В. К. Сурин и директор комбината Н. И. Дроздов выступили с короткими речами и возложили венки от города и комбината. После ухода руководителей, разлив в стаканы по сто граммов, мы помянули великого гражданина нашего города.
Гимн Победе
Через год, в апреле 1976 года, я принял участие во Всесоюзной школе доменщиков вместе с начальниками всех доменных цехов страны, учёными ведущих металлургических институтов, академий страны и Украины. Начиналась она в Днепропетровске, а закончилась в Череповце расширенным совещанием. Тема была о совершенствовании технологии доменного процесса. Народ собрался молодой, творческий, но уже имеющий большой опыт работы. Мы ознакомились с работой доменщиков Магнитки, Украины, первых наших гигантов – доменных печей Кривого Рога и Череповца.
В Днепропетровске нас поселили на загородной базе обкома партии. Как-то сразу сложилась компания начальников уральских и сибирских доменных цехов с примкнувшим к нам начальником доменного цеха из Рустави, который привёз из Грузии чемодан чачи. По вечерам мы собирались за большим круглым столом, обсуждали увиденное и услышанное, делились опытом работы, спорили. Заканчивались наши посиделки песнями. Среди нас оказался начальник доменного цеха Запсиба по фамилии Ленский, у которого был сильный поставленный голос, схожий с голосом Льва Лещенко. Он стал запевалой нашего небольшого мужского хора. Тогда только увидела свет песня «День Победы», и мы её охотно подхватили, она стала как бы нашей визитной карточкой.
На заключительном банкете в Череповце, в присутствии руководителей Минчермета, работников ЦК и обкома партии, руководства Череповецкого завода, мы исполнили её на бис несколько раз. На следующий день, уезжая, на перроне вокзала мы снова запели. Вокруг собрался народ: сначала аплодировали, потом стали кричать, чтобы мы повторили гимн Победы, стали подпевать. Образовался большой хор. И только отход поезда остановил этот концерт.
Уже дома, спустя несколько дней, мы с семьёй смотрели трансляцию заключительного концерта- смотра коллективов художественной самодеятельности страны, посвящённого Великой Победе. Концерт завершал большой объединённый хор песней «День Победы». Когда песня зазвучала, я вдруг узнал в солисте моего нового знакомого Ленского, начальника доменного цеха Запсиба. Исполнил он её здорово, и было ощущение, что мы тоже вместе с ним поём эту песню…
Вот так прославленный гимн Победе вошёл в наш дом, в нашу семью.
Вечный огонь
Когда в стране стали создаваться мемориалы с Вечным огнём – на Марсовом поле Ленинграда, у стен Кремля в Москве – наш первый секретарь горкома партии решил, что, имея большой вклад в Победу, в городе должен непременно быть мемориал памяти о белоречанах, защищавших Родину в годы войны.
В 1967 году был создан и зажжён Вечный огонь на бывшей Красной площади у Дворца культуры металлургов. Это стало большим событием. В дни праздников и памятные даты сюда стали возлагать венки и цветы. В последующие годы мемориал постепенно совершенствовался и к 1985 году получил своё завершение. Всеми работами руководил лично Вениамин Константинович Сурин. Проектирование, выбор материала, посадка деревьев, работа со скульпторами, отливка бюстов — всё при его личном участии и контроле. Он привлекал к этой работе многих специалистов нашего города. Я знаю, что активное участие приняли Н. Д. Злобин, М. К. Камалов, Ф. С. Сабуров, Н. Ф. Мухин, И. Н. Максина и многие другие.
Открытие мемориала состоялось 9 мая 1985 года митингом. С того дня традиционным стало шествие ветеранов и всех желающих с площади Металлургов к Вечному огню по улицам города. Возглавлял шествие всегда В. К. Сурин и актив города. Шествие заканчивалось возложением венков и цветов не только к Вечному огню, но и к подножию пьедесталов бюстов Героев Советского Союза. Возложив венки и прослушав реквием в минуту молчания, люди шли во Дворец металлургов на праздничный концерт. Только один раз традиция шествия была нарушена.
Апрель 1987 года выдался сухим и тёплым, и все мы готовились к предстоящим праздникам. На праздник Дня Победы изъявил желание побывать в родных краях Герой Советского Союза И. В. Оглоблин, уроженец посёлка Тирлян. Жил он в Ростовской области, был в преклонном возрасте, и, чтобы помочь ему приехать, туда был послан Ю. И. Юрочкин, заместитель председателя исполкома горсовета.
В ночь на девятое мая резко похолодало, температура воздуха опустилась до минус пяти градусов, подул сильный северный ветер. Собравшиеся на митинг люди, особенно ветераны, мёрзли на холодном ветру, в воздухе пролетали снежинки. На трибуне собрался руководящий состав города, крупных предприятий, передовиков производства. Несмотря на холод, первый секретарь выступил с речью, выступил наш гость И. В. Оглоблин, кто-то из передовиков и ветеранов. А у нас была одна мысль – скорее бы закончилось мероприятие. Но Вениамин Константинович, стоявший в костюме, даже не подавал вида, что холодно. Единственная уступка, на которую он пошёл, – отменил шествие.
В новые времена городские власти изменили формат празднования Дня Победы. Благодаря народной инициативе родилось движение «Бессмертный полк». Теперь на улицы города выходят тысячи белоречан с портретами близких родственников – участников войны. В этой колонне каждый год можно увидеть портреты и моих родных. Они словно снова проходят парадом Победы по улицам родного города.
Источник:
Никитин, В. Д. Победа – одна на всех : [воспоминания В. Д. Никитина о праздновании Дня Победы в разные годы] / В. Д. Никитин. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2020. – № 30. – С. 10.