Всем смертям назло

О начале Великой Отечественной войны белоречане узнали из сообщения по радио.

А вот ветеран труда БМК Владимир Кириллович Францев стал свидетелем начала наступления немецко-фашистских захватчиков.

Всем смертям назло

Семья Францевых – мама Александра Андреевна, дочь Галина и папа Владимир Кириллович, 1948 год

Герой публикации родился и вырос на Украине. В 1939 году он был призван в ряды Красной Армии, служил на территории Польши.

– Мы стояли на границе и видели, как немцы стягивают технику, готовятся к началу нападения, – рассказывает Владимир Кириллович. – Но разговоры об этом приравнивались к провокации и грозили трибуналом, поэтому мы старались помалкивать. Перед воскресеньем, на которое выпало 22 июня, командный состав был отпущен в увольнение: все разъехались по семьям, квартирам. В части остался только дежурный караул. И вот утром на нас двинулась лавина танков, машин, мотоциклов, полетели бомбардировщики. Разве остановишь такой вал? Нас попросту смяли…

Ветеран замолкает: даже сегодня, по прошествии стольких лет, воспоминания даются непросто.

Оставшиеся без командования солдаты при остром дефиците оружия отбивались, как могли. Стоявшие в лесопарке танки были без снарядов, их практически сразу же расстреляли. Горючего тоже не было. Немецкие захватчики вынудили советских бойцов начать отступление на восток: силы противника превосходили во сто крат. Наших теснили до Белоруссии. В августе 1941 года под Минском Владимир Францев попал в плен.

– То, что я видел и перенёс в фашистских концлагерях, не пожелаю никому, – тихо говорит герой публикации. – Каждая минута, проведённая там, могла обернуться смертью. Смерть была на каждом шагу…

В плену ветеран пробыл без малого четыре года. Как выжил? Видимо, судьба хранила его. За это время он сменил не один концлагерь, последним стал «Ламсдорф» – один из самых больших лагерей для военнопленных, ставший местом уничтожения более ста тысяч советских людей. Все они похоронены в безымянных братских могилах…

Весной 1945 года, перед освобождением «Ламсдорфа», часть пленных, в числе которых был и Владимир Кириллович, построили в колонну и вывели из лагеря. Люди не знали, куда их ведут, однако надежда спастись их не оставляла. В дороге колонна была обстреляна. Пользуясь всеобщей суматохой, те, у кого еще оставались силы, убежали в лес. Через несколько дней они вышли к линии фронта, где их встретили американские солдаты. Это было спасение.

Пленных перенаправили в госпиталь, где им была предоставлена возможность укрепить здоровье, восстановиться. Спустя несколько недель они шагали через временный мост над Эльбой в советскую зону Германии.

– Начало нашего большого пути было пешим, – вспоминает ветеран. – Мы прошли через часть Германии, Польшу, Белоруссию. В Жлобине нас распределили по санитарным вагонам и отправили в Белорецк. Здесь нашими домами стали бараки Нижнего селения. Почти все мы были устроены на завод № 706, я попал в канатный цех № 17.

Пленение ещё долго преследовало героя публикации: Владимира Францева чуть ли не ежедневно вызывали в особый отдел для дачи показаний, которые неоднократно проверялись и перепроверялись. И только когда в белорецкий военкомат пришёл ответ на запрос, в котором пояснялось истинное положение дел (как и почему советский солдат попал в плен), и военный билет Францева, дело было закрыто.

– До армии я получил специальность электросварщика и, конечно, хотел работать по профессии, – продолжает герой публикации. – Вскоре моё желание осуществилось: меня приняли в механический цех № 7. Позже, когда построили «шестой», перевели туда.

Всем смертям назло
Владимир Кириллович Францев

Владимир Кириллович был грамотным и ответственным и ответственным специалистом, настоящим мастером своего дела, для которого в электросварке не было никаких секретов. Он неоднократно награждался почётными грамотами и благодарственными письмами. В коллективе его ценили и уважали. В 1975 году герой публикации вышел на заслуженный отдых.

– Война – это очень страшно, – сказал ветеран в завершение беседы. – Подобного не должно повториться никогда – пусть над всеми жителями нашей планеты сияет мирное небо!

19600 советских пограничников встретили 22 июня гитлеровцев на направлении главного удара группы армий «Центр».
80000 человек, включая мирное население, погибло в первый день войны.
5200000-5750000 советских военнопленных было захвачено армией противника.
1836562 человека вернулось из немецкого плена.

Источник:
Францев, В. К. Всем смертям назло : [В. К. Францев провел в фашистских концлагерях четыре года. Беседа / записала Т. Кожевникова] / В. К. Францев. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2017. – № 24. – С. 2.