Закаленный трудностями
Война оставила страшный след в судьбах многих людей.
На чью-то долю выпали кровавые сражения, а кому-то досталось ещё более тяжкое испытание – неволя.
Василий Яковлев родился в селе Белавино Вышневолоцкого района Тверской области в семье рабочих. Спустя пять лет после рождения сына родители переехали в г. Вышний Волочёк. Окончив «семилетку», Василий устроился на завод «Дубитель», откуда вскоре был отправлен на учёбу в г. Шумерля Чувашской АССР. Пройдя обучение, молодой специалист вернулся на завод, где трудился сначала электриком, а позже – оператором на электростанции.
– Осенью 1940 года меня призвали в ряды Военно-морского флота, – вспоминает Василий Дмитриевич. – Некоторое время находился в Кронштадте, а потом меня перевели на Любавскую военную базу, в 84-ый отдельный зенитный дивизион. В день начала войны нас отправили на оборону Любавы, где не было никаких военных сооружений, только окопы. Неделю моряки обороняли город, пока немцы не окружили сражавшихся и не прижали их к морю. 28 июня нам был дан приказ идти на прорыв для соединения с советскими войсками. К тому времени командования уже не было, но нашлась сотня добровольцев, готовая выполнить приказ. Перейдя линию фронта, мы попали под пулемётный огонь, но всё обошлось. Первого июля на рассвете перед нами открылась поляна с пересекающей её речкой. Едва мы вышли из воды, как снова были обстреляны. Я почувствовал жгучую боль в бедре, думал, что ранен, но снова повезло: к ноге прилип осколок, а сам я был цел и невредим. Затем опустился непроглядный туман, немцы перестали стрелять. Семь или восемь человек, отдохнув, решили продолжить путь, но попали в засаду. Мы были окружены, и враг кричал: «Рус, сдавайся!» Так я оказался в плену.
Военнопленных пригнали обратно в Любаву, погрузили на баржу и морем отправили в г. Гдыня (Польша), где Василий Яковлев вместе с генералами, офицерами, моряками, пехотинцами оказался в концлагере.
– Я был одним из ста человек, отобранных для дальнейшей отправки в Германию, в Гамбург, – продолжает ветеран. – Оттуда нас перебросили в лагерь смерти. Как сейчас помню: кругом двойная проволока, по которой течёт ток высокого напряжения. В лагере – опять отбор, и мы оказываемся на строительных работах по расширению Кильского канала. Я попал в десятку, которой было поручено заниматься разборкой «узкоколейки», остальные обустраивали нефтехранилище. Так прошла первая осень войны. Зимой, когда земляные работы продолжать было невозможно, мы были заключены в бараках. Когда наши войска одержали победу под Москвой, нас, ничего не подозревающих, выгнали на улицу. В каждом окне здания стоял немец с палкой, и на нас, бежавших по кругу, сыпались удары.
Работы продолжались вплоть до 1943-го года, затем я оказался в Ганновере на строительстве бункера. Уже в самом конце войны немцы переправили нас в тыл, в Брауншвейг, где в бывшем концлагере содержали примерно месяц, пока нас не освободили. Союзники погрузили пленных на два десятка машин и отправили в Магдебург, где мы были переданы советским властям. Далее последовало пешее путешествие через всю Германию и Польшу до Бреста, откуда поезд привёз нас в Белорецк.
По приезде в город Василий Яковлев устроился в цех № 17, где проработал 15 лет, а когда запустили «шестой», перевёлся туда. За 30 лет трудовой деятельности герой публикации прошёл путь от электрика до мастера, отличившись новаторскими идеями и рационализаторскими предложениями. Василия Дмитриевича подвело здоровье: инвалидность не позволила продолжить работу, заставив немного раньше уйти на заслуженный отдых.
Однако ветеран не дал себе заскучать: летом собирал грибы и ягоды, ходил на рыбалку, приносил домой дичь, подстреленную на охоте, зима же была посвящена лыжным прогулкам по заснеженному лесу. К тому же рядом были верная спутница жизни Мария Павловна, дети, внуки. За окном построенного собственными руками дома цвели плодовые деревья, росли овощи. Ещё одним увлечением стало чтение, которому он уделяет время и сегодня. 11 января ветеран отметил 95-летний юбилей, по случаю которого собралась вся огромная семья: сын с супругой, четверо внуков со вторыми половинками и пятеро правнуков. Несмотря на пережитые испытания и почтенный возраст, Василию Яковлеву удалось сохранить бодрость духа, крепкое мужское рукопожатие и оптимизм.
Источник:
Яковлев, В. Д. Закалённый трудностями : [беседа с ветераном Великой Отечественной войны В. Д. Яковлевым / записала А. Матвеева] / В. Д. Яковлев. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2016. – № 3. – С. 2.