Жизнь моя – школа

Владимир Кривоус – один из самых известных директоров школ нашего города. Рассказывая о своём детище – школе № 21, которую сумел превратить в эталон, он не скромничает.

Да и к чему это, если его заслуги занимают не одну страницу многотомной летописи Белоречья, а имя известно далеко за его пределами.

С чего же всё начиналось? Отправимся в далёкие шестидесятые.

Первые уроки

Второй год подряд Володя оставлял надежду пойти по стопам отца за дверями металлургического техникума. Что поделать: не его конёк точные науки! Но в этот раз он возвращался в Нижнее селение другой дорогой – мимо училища для педагогов.

Заметив краем глаза объявление о приёме, юноша заглянул внутрь. Первым его вопросом был: «А математику надо сдавать?». Порадовавшись отсутствию царицы наук в списке вступительных испытаний, он без труда сдал экзамены и стал студентом. Вот так для Владимира Кривоуса началось долгое путешествие по педагогическому пути.

Первыми, кому продемонстрировал молодой учитель свое искусство, были ученики из Башкирского государственного заповедника.

– Попал туда по распределению. Через несколько месяцев меня ждала армия, и я был готов поехать в любую глухомань, – улыбается Владимир Лукич. – Я, заведующий малокомплектной школой, молодая учительница без образования, уборщица да истопник – таким было штатное расписание. Но даже единственная четверть, которую я там провёл, не прошла даром. Ребята успели меня полюбить, а когда мы показали родителям большой концерт, расцвеченный неожиданно открывшимися детскими талантами, глаза взрослых сияли благодарностью.
Проводили меня с почестями, хоть и знали, что туда вряд ли вернусь.

Учитель, хозяин, менеджер

Мощным витком профессиональной карьеры и источником ценного опыта для Владимира Кривоуса стала партийная деятельность. Он начинал с должности комсорга в профессионально-техническом училище. Постепенно поднимаясь по ступенькам, стал инструктором орготдела городского комитета партии, позже – заведующим общим отделом, работал помощником первого секретаря Вениамина Сурина.

– Два десятка лет посвятил этому делу – почётному и ответственному. То, чем я сейчас обладаю: глубокие знания в разных областях, обширный круг знакомых, способность находить общий язык с абсолютно разными людьми и множество важных умений, – всё это я получил в партии, – отмечает директор. – Поэтому, когда в 1990-м пришёл в школу, которая на несколько месяцев осталась без руководителя, знал что делать.

Чтобы стать хорошим хозяином, нужно изучить каждый укромный уголок дома. Прежде всего Владимир Лукич встретился с Карамом Галеевичем Залаловым (наст. имя Шамсулгаси Галимзанович – Прим. ред.), который принимал участие в ее строительстве, для многих был образцовым учителем и управленцем. Они вместе исследовали школу – от подвалов до крыши, и Карам Галеевич поделился мыслями о строительстве бассейна.

– Он сказал: «У меня не получилось реализовать эту идею, а у тебя обязательно получится!» Но начал я, безусловно, не с бассейна. Формирование коллектива и школьная дисциплина – вот что тогда стояло на первом месте, – отмечает Владимир Кривоус. – Что касается благоустройства здания, шаг за шагом мы превращали его в современное учебное заведение. В новом пристрое было открыто два спортивных зала, потом сбылась мечта о бассейне, был организован оздоровительный центр, сейчас функционирует несколько тренировочных площадок, в том числе скалодром и ковёр для занятий греко-римской борьбой – и это только крупные проекты!

Подтверждение высокого уровня школы – многочисленные награды. Двадцать первая не раз признавалась «Школой года», получала звания «Школы века» и «Академической школы», становилась лауреатом конкурса «100 лучших школ России», не говоря о городских и региональных дипломах. И это, бесспорно, общая заслуга нашей замечательной педагогической команды и нескольких поколений учеников. Что ж, будем двигаться дальше – и только вперёд!

Когда я попросила коллег назвать самые яркие качества Владимира Лукича, все, без исключения, выделили его уникальную работоспособность и дальновидность: он тонко чувствует веяние времени и не боится ветров перемен. Учитель, хозяин и прозорливый менеджер в одном лице.

За штурвалом кораблика детства

Ранее Владимир Лукич преподавал историю, но однажды принял рациональное решение оставить уроки. Он не мог спокойно относиться к тому, что бесконечные встречи, совещания и командировки крадут время у учеников. Потому выбрал главное: быть капитаном и мудро вести корабль школы № 21 по морям настоящего с ценным багажом прошлого на борту, быть сердцем школы и биться в такт будущего.

– Безусловно, не обошлось без потерь: крепкие нити, связывавшие меня с ребятами, стали тоньше, а иногда и вовсе рвались, – признаётся директор. – Но я постоянно чиню эту огромную сеть – одну из составляющих гармоничной школьной жизни, и в этом мне ежедневно помогают 90 учителей и 1308 учащихся.

Оглядываясь назад, могу сказать, что дети сейчас не хуже и не лучше прежних поколений – они другие. Целеустремлённые, с крепким внутренним стержнем и чёткими взглядами – и таких большинство, особенно среди выпускников.

А шалости… Разве могут дети без них? Мы и сами подшучивали над учительницей начальных классов. А однажды при выполнении акробатического упражнения я нечаянно так зарядил физруку пяткой в глаз, что у того появился синяк. Но злостных хулиганов всегда были единицы, а уважительное отношение к учителям передаётся из поколения в поколение, и это – основа основ.

Нет надёжней причала

– В юности, случайно повернув на учительскую тропу, не знал, сколько счастья она мне сулит: будущая супруга училась вместе со мной, а я привлекал её внимание, дёргая за косички, – вспоминает Владимир Кривоус. – Тамара Афанасьева преподавала математику, была директором в 13-й и завучем в 21-й школе. Период, когда мы трудились бок о бок, был, пожалуй, самым сложным для наших отношений. За недочёты и промахи ей порой доставалось несправедливо больше. Но мы справились: вместе можно преодолеть что угодно, потому что мы – единомышленники!

Наше сокровище – три дочери, и только их мама знает, через какие трудности ей пришлось пройти, когда дети требовали внимания, а я, занятый партийной работой, видел их в лучшем случае в единственный выходной. Их воспитание – её огромная заслуга: из малышек выросли замечательные люди и отличные профессионалы. Старшая дочь Ирина – стоматолог, близнецы Ольга и Юлия вращаются в экономической и юридической сферах.

Для двух внуков и внучки Тамара Афанасьевна – чудесная бабушка, лучший учитель и отличный друг.

Самый приятный отдых, по мнению Владимира Лукича, – провести выходные с близкими, а иногда он любит побыть в одиночестве. Это возможность сбросить тяжёлый плащ, пропитанный потоком общения, и освободить его карманы от ежедневных забот, чтобы с лёгкостью начинать новый день. Но стойкие принципы всегда при нём: порядочность и исключительная честность – точный жизненный компас.

Владимир Кривоус – заслуженный учитель Республики Башкортостан, почётный работник общего образования Российской Федерации, награждён медалью «За трудовое отличие», знаком «За заслуги перед городом Белорецком», медалями Юрия Гагарина и «За честь республики» (победитель проекта «Земляки»).

Источник:
Кривоус, В. Л. Жизнь моя – школа : [беседа с директором школы № 21, почетным работником общего образования РФ, заслуженным учителем РБ В. Л. Кривоусом / записала О. Королева] / В. Л. Кривоус. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2021. – № 39. – С. 7.