Самая заветная мечта – высота!
Белорецк известен любовью к авиации. Девять лётчиков – воспитанников авиаклуба нашего города – стали в годы Великой Отечественной войны Героями Советского Союза.
Мальчишками 50-60 годов, мы и помыслить не могли об иной профессии и мечтали стать только лётчиками, только летать! Всё свободное от школы время проводили в клубе юного техника, занимались в авиамодельном кружке. Самозабвенно изготавливали модели самолётов кордовых и свободно летающих, что было совсем непростым делом. Чертили, пилили, клеили, шлифовали, строили, выполняя кропотливый труд, но всё делали и переделывали с превеликим удовольствием. Руководил кружком участник Великой Отечественной войны Василий Панфилов. С войны, подорвавшись на мине, он вернулся с покалеченной ногой, поэтому ходил с палочкой. Недавно я узнал, что в августе 1944 года Василий Васильевич был награждён орденом Красной Звезды, но нам он про боевую награду не рассказывал, потому что был скромным. И хотя он не был лётчиком, а воевал связистом, вместе с ребятами увлечённо создавал модели самолётов.
В кружке занимались много ребят. Особым упорством отличались Сергей Рыжкин, Костя Кузнецов, Вадим Демакин. В 12 лет я стал чемпионом Башкирии по таймерным моделям. Василий Васильевич всегда был рядом, учил, наставлял, помогая советом и делом. Мы часто ездили на соревнования в Магнитогорск и Уфу. Во время таких поездок узнавали много нового и полезного. Хорошо помню встречу в Уфе с легендарным лётчиком, дважды Героем Советского Союза Мусой Гареевым.
Пришедший в авиамодельный кружок курсант Ейского военного училища лётчиков Ринат Азаматов для многих из нас открыл дорогу в авиацию, рассказывая об учёбе и приглашая поступать в училище. Забегая вперёд, отмечу, что Ринат Азаматов стал впоследствии первоклассным военным лётчиком. Летал на легкомоторных и реактивных самолётах, дослужился до заместителя командира полка. Нёс службу в группе советских войск в Германии. Небо – его жизнь. Вот и сейчас он делает регулярные облёты Белорецка на своей «Цессне», ведь пилот не может не летать.
С лёгкой руки Рината Азаматова большинство моих друзей осуществило свою мечту. В 1976 году в училище поступил Вячеслав Аверьянов, ныне лётчик-испытатель, Герой России. В последующие годы из стен училища вышел Александр Белов, дослужившийся до подполковника, ставший замполитом училища. Его брат Юрий летал на штурмовике СУ-25, служил в Германии. Геннадий Кучкин летал на реактивных самолётах Л-39, СУ-7. Алексей Никифоров летал в небе над Афганистаном, а его старший брат, окончив авиационное училище в Челябинске, летал штурманом.
В едином патриотическом порыве парни после окончания школы штурмовали военные вузы, и авиация благосклонно принимала белоречан в свои ряды. Венер Шамсуваров окончил авиационно-техническое училище, летал в качестве бортинженера на ТУ-95 во Вьетнаме, осуществляя в море поиск американских подводных лодок. Александр Маврин окончил Московский авиационный институт, участвовал в создании космического челнока «Буран».
Валерий Зимин также выпускник авиационного института, только уфимского, а его брат Александр, окончив авиационно-техническое училище, обслуживал истребители МИГ-29 в качестве техника. Ханиф Шаяхметов, окончив УАИ, работал инженером по авиационным двигателям в Перми. Владимир Миногин, выпускник УАИ. Служил в армии бортинженером, летал на военно-транспортном ИЛ-76.
Внезапно заболев желтухой, я не смог улететь для поступления в Уфу и в дальнейшем продолжил вести авиамодельный кружок. Василию Панфилову уже было трудно заниматься с воспитанниками, и он передал эту эстафету мне.
В кружок приходили ребята разных возрастов, интерес к созданию моделей самолётов был всепоглощающим. Не забывали своё увлечение и бывшие члены кружка. С проведением соревнований мне помогали Сергей Рыжкин, Константин Кузнецов.
Ребята в кружке собрались толковые и перспективные. С Денисом Ломовцевым, Дмитрием Матвеевым, Игорем Ишмаевым, Александром Сусановым и Андреем Лопуховым мы достигли больших успехов, постоянно ездили на соревнования по воздушному бою в Уфу, Октябрьский, Ишимбай, Салават, Кумертау и занимали призовые места, а Денис Ломовцев сумел стать чемпионом Башкирии по таймерным моделям.
В то время уже появились хорошие моторы для авиамоделей – КМД, и заниматься стало ещё интереснее. В дни парада Александр Сусанов и Андрей Лопухов запускали ракеты. Зрелище было впечатляющим, а самое главное – у мальчишек всё получалось, как было задумано.
Занятия шли своим чередом. Мы постоянно летали, испытывали модели, организовывали воздушные бои. Зимой для этого выходили на замёрзший пруд, летом – на стадион, на большие лесные поляны или в поле. Каждому было приятно осознавать, что он в какой-то мере смог соприкоснуться с авиацией. Многие из ребят, занимавшихся в кружке, сумели осуществить свою мечту и связать жизнь с небом. Так, Евгений Илларионов окончил УАИ, а Андрей Козлов получил образование в МВТУ имени Баумана. Владимир Ёлкин окончил в Киеве институт гражданской авиации. Служили в ВДВ Игорь Ишмаев и Стас Карвелис, который был в Югославии в составе советского контингента. Александр Дьяконов получил высшее авиационное образование. Особенно порадовался я удаче Дмитрия Матвеева: после окончания Бугурусланского училища гражданской авиации и академии в Санкт-Петербурге он стал лётчиком международного класса и летает на аэробусе по всему миру.
Один из бывших воспитанников кружка – Николай Дмитриев, человек с разносторонними интересами, успешно трудится ведущим инженером-электроником на БМК.
Рад за всех ребят, сумевших стать лётчиками, и накануне Дня воздушного флота России поздравляю своих друзей и учеников.
Считаю, что авиации в Белорецке – быть! Нужно возродить авиамодельный кружок, и, пока ещё есть кому передать свои знания и опыт, вновь организовать аэроклуб.
Источник:
Копьев, В. Самая заветная мечта – высота! : [воспоминания о авиамодельном кружке в Белорецке] / В. Копьев. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2020. – № 31. – С. 11.