Влюбленные в небо

Наверняка, многие белоречане задавались вопросом, кто летает в небе над городом на легкомоторных самолётах, дельтапланах и аэрошютах? Вот и мы решили это узнать и познакомиться с пилотами.

Влюбленные в небо

Аэродром встретил нас полуразвалившимися зданием аэропорта с пролётами разбитых окон и помещениями аэродромного обеспечения, шумящими на ветру берёзками, освоившими бывшие рулёжные дорожки и пустыри у взлётной полосы. Лётная жизнь когда-то в этом месте била ключом, сегодня здесь она теплится благодаря энтузиастам, объединившимся вокруг профессионального военного лётчика в отставке Рината Азаматова, основателя нынешнего Белорецкого авиаклуба – отделения Башкирской общественной организации легкомоторной авиации. Он вместе со своим другом – пилотом-любителем Юрием Савлуковым – и встретил нас возле ангара.

За плечами Рината Гиниятовича Ейское высшее военное авиационное училище, академия ВВС им. Гагарина в Москве. Служил военный лётчик первого класса на разных должностях, вплоть до заместителя командира полка, налетал на реактивных самолётах МИГ-15, МИГ-17, МИГ-23, МИГ-27, СУ-17, СУ-24 и других более 1500 часов и более 400 на легкомоторных. После увольнения из Вооружённых сил в 1994 году вернулся в родной Белорецк. В 2007 году, взяв кредит, приобрёл свой первый легкомоторный самолёт «Птенец-2», а в 2012 с другом они купили уже более серьёзную авиатехнику – двухместную «Цессну 150», на которой продолжают летать и сейчас.

Кроме «Цессны» на крыле ещё один сверхлёгкий самолет «Бекас», двухместный аэрошют (парашют с мотором) Ришата Баймурзина, дельтолёт Сергея Рыжкова, паралёт Юрия Алексеева и дельтаплан Евгения Иванова. Вскоре Сергей Рыжков закончит сборку самодельного автожира.

– Стоит сразу отметить, – объясняет Ринат Гиниятович, – в целях безопасности над городом мы практически не летаем, только по особым заданиям – по просьбе руководства городского МЧС, пожарных или полиции. Так, в 2010 году, когда в районе начались сильные лесные пожары, по просьбе сотрудников Белорецкого лесничества мы совершали облёты хребта Крака, делали аэрофотосъёмку площади распространения огня, фиксируя и определяя основные очаги возгораний. Не раз аналогичные рейсы совершали мы и по просьбе руководства Авзянского лесничества, облетая верховья реки Узян. Неоднократно оценивали паводковую ситуацию на реке Белой и её притоках по заданию городского управления МЧС, помогали в поисках пропавших людей. Случается, приглашают нас и на праздничные мероприятия: одно из последних состоялось на Троицу в Верхнем Авзяне. Много раз в полёт с нами отправлялись фотографы Мария Яковлева, Анастасия Петрова, Анатолий Крепышев и другие. Их красивые фотографии становились настоящим подарком для города.

Летом в выходные, – продолжает Ринат Гиниятович, – когда стоит солнечная погода, встречаемся у самолёта в шесть утра. Взлетаешь, и такая красота открывается: утром, когда воздух необыкновенно свеж и чист, все краски особенно яркие. Душа поёт и радуется!

– Полёт – это особое состояние, чувство восторга и радости, понять это, пожалуй, сможет лишь тот, кто хоть раз сам поднимал крылатую машину ввысь, – добавляет Юрий Савлуков. К слову, Юрия Ивановича, наверняка, знают на комбинате: до 1993 года он трудился на производстве, в том числе был заместителем начальника мартеновского цеха. Авиацией увлечён с детства, занимался в городском авиамодельном кружке, в семидесятых годах с другом Евгением Ивановым, электромонтёром прокатного цеха БМК, собирал дельтапланы, вёл секцию дельтапланеристов. К легкомоторной авиации обратился уже в пожилом возрасте, когда в Белорецк вернулся его друг Ринат Азаматов.

– Не скрою, – продолжает Юрий Савлуков, – полёты – удовольствие недешёвое. Например, наша «Цессна» расходует за час 30 литров бензина АИ-95. Самолёт не машина, в воздухе не остановишь, поэтому к обслуживанию и регламентным работам подходим со всей серьёзностью.

Самым безопасным из всех представленных у нас в ангаре летательных аппаратов считаю аэрошют. За ним идёт дельтаплан. Более сложны в управлении лёгкие самолеты, а вот автожир Сергея Рыжкова требует серьёзного подхода к технике полетов, пилотированию и знанию законов аэродинамики.

– Нам хочется, – в завершение встречи сказал Ринат Гиниятович, – чтобы было кому передать знания и пилотный опыт. Я мог бы учить ребят пилотажному делу, Юрий Иванович – техническому обслуживанию аппаратов. Очень хотелось бы, чтобы в городе вновь был организован официальный аэроклуб как отделение ДОСААФ России. За его восстановление сейчас ходатайствуют на городском и республиканском уровне много наших друзей. Есть надежда, что большую помощь в этом деле окажет заслуженный военный лётчик России, доктор военных наук, профессор лётной академии, генерал-полковник Борис Корольков, который этим летом приедет погостить на родину в Белорецк. А мы всегда рады молодым ребятам и, если требуется, окажем им как летчики посильную помощь.

Источник:
Азаматов, Р. Влюбленные в небо : [беседа с военным летчиком в отставке, основателем Белорецкого авиаклуба Р. Азаматовым / записал А. Воробьев] / Р. Азаматов. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2020. – № 23. – С. 7.