Силантьевых династия

Три века Силантьевых

Получив 10 мая 1759 года разрешение Берг-коллегии на строительство нового завода, симбирские купцы Твердышев и Мясников первоначально предполагали построить доменный и передельный завод на реке Тирлян, а на реке Белой – лесопильную мельницу, но убедившись, что маловодная «речка Тирлян… довольного числа молотов… содержать в действии не может», просили разрешить им построить завод на реке Белой. Такое разрешение было дано Берг-коллегией 18 июля 1762 года.

«Оренбургское горное начальство по прошению оных Твердышева и Мясникова о построение на отысканном для лесопилочной мельницы и плотины на реке Белой удобном месте … к построению на той реке Белой лесопилочной мельницы, к деланию плотины по свидетельству чрез посланных от оного начальства место явилось удобно, то построить оную дозволение дано в силу указов… на помянутом прежде дозволенном от Берг- коллегии месте на реке Тирляне, ему, Твердышеву, того железного заводу уже не строить, а построить ему тот железоделаемой завод с потребным число молотов на вышепомянутой реке Белой с тем, естли та речка Белая по свидетельству явится удобна и препятствия нет, по построеньи ж оного ему, Твердышеву, в Берг-коллегию репортовать. И тот завод вместо Тирлянского именовать Белорецким».

Основатель династии

Хотя основатели рода Силантьевых не имели отношения к металлургии, их потомок, приехавший в Белорецк из Бирска Алексей Иванович Силантьев, положил начало династии на Белорецком металлургическом комбинате. В 1935 году он поступил машинистом-прядильщиком в канатный цех Белорецкого сталепроволочного канатного завода, а уже через три года стал сменным мастером. Грамотные и ответственные специалисты высоко ценились во все времена, и в 1941 году он возглавил отдел кадров предприятия. С началом войны, когда опытные мастера ушли на фронт, понадобилось в короткие сроки подготовить им смену, и Алексей Иванович стал одним из создателей школы ФЗО-2, где готовили квалифицированные кадры. Сталепроволочный завод тогда именовался военным объектом № 706, и те, кто трудился тогда, также вносили свой значительный вклад в победу.

В 1942 году Алексей Иванович ушел на фронт. Он прошел через всю войну, с честью выдержал все. Демобилизован был только в 1946 году и сразу вернулся на родной завод, где так нужны были мужские руки, а главное грамотные специалисты. И здесь он всегда был на самых ответственных участках: заместитель начальника цеха № 1, заместитель начальника цеха № 17, начальник цеха № 5, начальник технического отдела. Отлично зная все азы производства, Алексей Иванович всегда умел работать с людьми, владел даром убеждения, умел отстаивать свою точку зрения.

За свою активную жизненную позицию в 1954 году был избран председателем заводского комитета профсоюза. Сотрудничал с газетами «Вперед» и «Белорецкий рабочий».

О его работе красноречиво говорят награды, грамоты, благодарности, поощрения «За лучшую работу в стахановской декаде», «За хорошую стахановскую работу», «За проявленную инициативу по освоению машин для изготовления тросов», «За внесение рационализаторского предложения», «За выполнение особого задания» – вот их неполный перечень. Почти сорок лет было отдано родному заводу. За это время в их с Марией Михайловной семье выросли трое сыновей: Лев, Станислав и Михаил, для которых вопрос о выборе профессии и не стоял, все они по стопам отца пошли учиться на металлургов.

Силантьевых династия
Династия Силантьевых

Этапы пути

Лев Алексеевич после окончания техникума по распределению недолго поработал в Магнитке машинистом канатного цеха, был призван в армию, где служил десантником, о чем и сейчас свидетельствует старый снимок, где он запечатлен вовремя прыжка с парашютом. И только после службы смог вернуться в родной город, где продолжил обучение в институте. Именно тогда стало ясно, что его стезя – наука, поэтому на комбинат он вернулся в качестве техника-исследователя в центральную заводскую лабораторию. Далее вся его жизнь оказалась связана именно с ней, где он руководил химико-технологической лабораторией ЦЗЛ. Это были годы освоения новых видов метизной продукции. Огромную, если не главную роль в освоении новых видов изделий играла центральная заводская лаборатория – «мозг» комбината. И при непосредственном участии Льва Алексеевича были разработаны технологии изготовления металлокорда, который впервые в СССР начали изготавливать в Белорецке. А впоследствии опыт распространили на другие заводы, уникальная технология которого была запатентована и выкуплена предприятиями Японии, ФРГ и других стран.

В 1965 году на предприятии освоили производство бортовой латунированной проволоки, а в 70-е активно шли разработки по освоению технологии цинкования. Все это делалось при непосредственном участии лаборатории покрытий, которую возглавлял Лев Алексеевич. И именно тогда были завершены и внедрены разработки по производству оцинкованной проволоки с толстым цинковым покрытием. По его трудовой книжке, где записаны благодарности и поощрения, можно читать историю развития комбината с 1957 по 1997 год, а по его авторским свидетельствам – этапы развития производства белорецких метизов.

Много времени он отдавал подготовке и обучению молодых специалистов, курировал учащихся металлургического техникума от практики и выбора темы до написания дипломной работы, засиживался по ночам над чертежами, не пропуская малейшей оплошности, с точностью до миллиметра и микрона проверял, правил, потом объяснял и обязательно требовал безукоризненного выполнения. Писал рецензии на работы выпускников МГТУ.

По словам супруги Льва Алексеевича Лидии Васильевны, в обыденной жизни он был человеком сдержанным, молчаливым, казалось, что все время погружен в расчеты, размышления. Точнее, это так и было, работа захватывала его полностью, решения каких- то сложных задач приходили, как говорится, в самый неожиданный момент, на ходу.

Близкие привыкли относиться с уважением к этому. Жена хоть и работала вместе с ним на комбинате, но дома рабочих совещаний не устраивали, она старалась создать покой и уют для занятого важными делами мужа. Наверное, не случайно заметил он ее на танцевальной площадке в городском парке, куда судьба его привела с букетиком черемухи, который он и вручил юной Лидочке, пригласив на танец. Танцевали так увлеченно, что быстро подвянувший букетик, отправился через забор, чтобы не мешал плавному кружению. А после танцев столь же юный Лева пошел провожать девушку, и больше они уже не расставались. Вот уж поистине судьба подарила им встречу, определившую всю жизнь. И хотя муж работал в женском коллективе, Лидия Васильевна всегда была в нем уверена, как и он в ней. Она и сейчас думает о нем, рассказывает, стараясь сохранить память о Льве Алексеевиче. Недавно читала статью о нем в энциклопедии Белорецка, обрадовалась, конечно, что о муже добрая память в городе и на комбинате осталась, но сердце заболело от горя: что нет Левы рядом.

Гордиться она тем, что ее рабочая биография также была связана с комбинатом. Поступила она на комбинат оператором машинно-счетной станции, которую позже переименовали в информационно-вычислительный центр, здесь и проработала до выхода на заслуженный отдых. Работа в ИВЦ была сложнее, чем в нынешнее «компьютеризированное» время, вычислительные машины были громоздкими и сложными. Нагрузка большая, ответственность – огромная, спрос строгий.

Сердце комбината – стан 150

В копилку почти трехсотлетнего стажа семьи Силантьевых значительный вклад, более чем в сорок лет, внес Станислав Алексеевич. В новой книге об истории БМК на 150 странице есть фотография юного Станислава, с подписью «Техник ЦЗЛ С. А. Силантьев определяет магнитные свойства проволоки». И более 15 лет отдано «сердцу комбината» – стану-150, где он трудился электромонтером по ремонту металлургического оборудования. В этой трудовой династии любовь к профессии металлурга передается из поколения в поколение, также как умение научно мыслить и стремление осваивать новое. Каждый год работы на стане отмечен у Станислава Алексеевича рационализаторским предложением, которое было внедрено в производство.

Как и положено в трудовой династии жена Станислава Алексеевича Рэна Федоровна также работала на БМК, по окончанию техникума в 1959 году устроилась шлифовальщицей алмазных волок, а впоследствии трудилась чертежницей в проектном отделе, инженером-конструктором в отделе капитального ремонта оборудования. И всегда дело свое на совесть исполняла, о чем свидетельствуют благодарности в трудовой книжке и грамоты. И вполне естественно, что дочь Ольга также получила металлургическое образование в МГТУ по специальности «Литейное производство черных и цветных металлов».

Младший брат в семье Силантьевых, Михаил Алексеевич, также начинал работать на Белорецком металлургическом комбинате, но во времена новых строек отправился поднимать металлургию в Белоруссию – город Жлобин. И тоже остался верен профессии металлурга.

Выбирая путь

Все свои лучшие качества: трудолюбие, настойчивость и усердие – старшее поколение стремилось передать своим детям. Сын Льва Алексеевича Дмитрий также пришел на комбинат сразу после окончания металлургического техникума, где начал свой путь от волочильщика в цехе № 4 до инженера по планированию. Пережил трудные времена вместе с родным предприятием, которое сегодня снова набирает былую мощь. Уже 30 лет он приходит в ставший родным цех. Жена, Светлана трудилась в отделе сбыта, но последние годы ведет домашнее хозяйство. Эта работа тоже важная и нужная.

«Трудовые династии очень нужны, – говорит Дмитрий Львович, – у каждого человека своя судьба, но когда люди самостоятельно ее строят, сознательно выбирают жизненный путь, хотят быть похожими на родителей – это очень хорошо. Пока не знаю, какую профессию выберет мой сын Кирилл, который учится в 10 классе, но главное, чтобы он перенял от своих дедушек, бабушек, родителей – трудолюбие и уважительное отношение к рабочему человеку».

За долгую историю Белорецкого металлургического комбината в коллективе выросло немало трудовых династий, а потому и сохранились многолетние традиции, передающиеся из поколения в поколение, которые дают возможность уверенно смотреть в будущее предприятия и города.

Источник:
Николаева, Т. Три века Силантьевых : [династия металлургов Силантьевых] / Т. Николаева. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2012. – 19 июля.