Белорецк – фронту
Каждый год, празднуя День Победы и отдавая дань памяти участникам Великой Отечественной войны, мы непременно вспоминаем и тех, кто сражался на
производственном фронте и ковал победу в тылу.
Выражение «они ковали победу на фронте и в тылу» каждому знакомо с детства и стало неотъемлемой частью историй о Великой Отечественной войне. Почему именно «ковали»? Ответ очевиден, ведь работа с металлом считается одной из самых трудоёмких и тяжёлых. Только такой изнуряющий труд можно сравнить с завоеванием победы над врагом, только так можно описать неимоверные усилия, приложенные народом к достижению победы как на фронте, так и в тылу.
В Белорецке перед началом войны основными производствами были Белорецкий металлургический завод (БМЗ), Белорецкий сталепроволочно-канатный завод (БСПКЗ) и Тирлянский листопрокатный завод (ТЛЗ). Связка этих производств оказалась уникальной и сыграла в годы войны значительную роль. С первых её дней белорецкие заводы наладили выпуск необходимой для фронта продукции. До 1943 года никто, кроме Белорецка, не поставлял метизы на танковые, авиационные, артиллерийские, оружейные предприятия. Затем подключились Магнитогорский металлургический и калибровочно- метизный заводы.
За годы войны наши металлурги освоили выплавку 90 легированных и высококачественных марок стали, более 140 марок проката, производство десятков видов стальной проволоки и другой продукции.
За победу у мартеновских печей
БМЗ имел собственную сырьевую базу для производства чугуна, стали и проката и обеспечивал БСПКЗ катанкой для изготовления метизной продукции, листопрокатный завод – сутункой для проката листа.
Из воспоминаний помощника начальника мартеновского цеха 1935-1953 гг. А. Дмитриева:
«К началу войны мартеновские печи работали на полную мощность. Объём их рабочего пространства уже неоднократно увеличивался. Дальнейший рост, которого требовало военное время, сдерживали не сами печи, а ёмкости разливочных ковшей и тоннаж мостовых кранов. И всё-таки было принято решение увеличить тоннаж плавок со 100 до 110 тонн. А со временем, когда ввели раздвоенные выпускные желоба для разливки сразу в два ковша, садку довели до 120-ти тонн. Перед войной в цехе было четыре мартеновских печи. Одновременно работали на трёх, и одна находилась на восстановительном ремонте. С началом войны подняли вопрос о сокращении времени на ремонт, чтобы чаще и продолжительнее работать на всех четырех печах. Восстановительные ремонты мартеновских печей – дело трудоемкое и тяжёлое. Требовалось большое количество огнеупорных материалов, металлоконструкций и литья. Из цеха ежесуточно отгружались десятки вагонов отходов производства. Не хватало рабочих рук. На разборку печей шли, как в бой, всем цехом. Приходилось даже обращаться за помощью к подрывникам, чтобы взрывать горячие массивы».
В 1942 году отряд сталеваров пополнился группой выпускников из ремесленного училища. Ребята 16-17 лет встали на рабочие места подручных сталеваров, заправщиков печей, желобщиков и других профессий. Старались трудиться наравне со взрослыми, не жалея сил.
Каждые сутки сокращённого графика ремонтных работ давали дополнительно 200 тонн металла и считались общей победой на трудовом фронте. Также коллектив мартеновцев принимал всевозможные меры увеличения выпуска металла за счёт сокращения продолжительности плавок. Порой за сутки сталеварам удавалось выпускать три плавки, вместо запланированных двух-двух с половиной. Кроме постоянного поиска способов увеличения выпуска металла для фронта, перед белорецкими металлургами стояла задача выплавлять более высококачественные стали. Фронту требовалась шарикоподшипниковая, динамная, броневая и снарядная стали. Времени на учёбу не было – приходилось осваивать новые технологии на ходу, в рабочем порядке. Меняя конструкцию, совершенствуя технологические процессы, стали варить научились и обеспечили ими фронт. Мощность Белорецкого металлургического завода в первые годы войны, благодаря неимоверным усилиям рабочих и их вере в победу над фашистской Германией, возросла в полтора раза.
Множа метизную мощь
Вдвое больше продукции стало выпускать и сталепроволочно-канатное производство, которое стало ведущим предприятием в стране по обеспечению оборонных заводов метизной продукцией. Об этом говорят множественные исторические факты, зафиксированные в воспоминаниях тружеников тыла и белорецких авторов книг. В прокатном цехе за военные годы был освоен прокат броневой стали, легированных марок и сплавов сопротивления. В фасонно-литейном цехе отливались корпуса авиабомб, гильзы снарядов, головки к снарядам миномётов «Катюша», звенья и комплектующие для гусениц танков. В Тирляне, на листопрокатном производстве, катался броневой лист толщиной три миллиметра, автосталь, изготавливались вёдра, бачки для разноса пищи, окопные печки, воронки для заправки горючим боевой техники, формы для выпечки хлеба и прочее. Механический цех вытачивал головки артиллерийских снарядов. В цехе ширпотреба изготавливались госпитальные кровати и лопаты. Многие производственные цеха были перенаправлены на нужды фронта и специальные заказы. Цех № 1 в начале 1942 года был переведён на выпуск высокоуглеродистых и тончайших среднеуглеродистых марок проволоки. В цехе № 5 в 1941-42 гг. было установлено эвакуированное оборудование, на котором освоили выпуск высокопрочных, длинномерных авиационных и аэростатных канатов. В мае 1943 года был запущен в эксплуатацию цех № 17, где установили шесть 18-тишпульных канатных машин, на которых изготавливался канат
диаметром 9-28 миллиметров.
Наш сталепроволочный завод оказался одним из немногих предприятий страны, которые могли обеспечить нужды оборонной промышленности в проволоке и канатах. Ни одна единица автоматического оружия Советского Союза не смогла бы стрелять без пружинной проволоки, произведённой на БМК.
На смену ушедшим на фронт рабочим пришли женщины и подростки. На 1 января 1944 года из 4989 человек, работавших на заводе, 2668 – женщины!
Людской ресурс Кроме снабжения фронта металлом и метизной продукцией, белоречане помогали всем, чем могли. В марте 1944 года белоречане внесли на строительство авиаэскадрильи имени 25-летия Башкирской АССР сотни тысяч рублей. В посёлке Тирлян было организовано медицинское училище со сроком обучения в шесть месяцев и практикой в местных больницах, которое готовило медсестёр для фронта. По железной дороге со станции Запрудовка в Белорецк курсировал пассажирский поезд, переоборудованный в санитарный. Раненых бойцов с фронта привозили в госпиталь, который располагался в здании Белорецкой средней школы № 1.
Осенью 1941 года эвакуировано Ленинградское Краснознамённое артиллерийское училище, курсантами которого становились старшеклассники города. Для занятий были приспособлены аудитории металлургического техникума. Училище готовило средних командиров для управления огнём артиллерии. После его окончания выпускникам присваивали звание лейтенант и отправляли на фронт. Пополняли белоречане и лётные составы страны. Молодых парней лётному искусству обучали в аэроклубе, который был создан в 1934 году. По окончании курсов выдавали удостоверение с присвоением специальности лётчика-спортсмена. Многие выпускники, отправившись на фронт, становились боевыми лётчиками и возвращались в звании Героя Советского Союза.
В 1940 году в Башкирии была создана 186-я стрелковая дивизия, состоящая из трёх полков, один из них – 298-ой – был сформирован в Белорецке.
Все эти факты говорят только об одном: в тылу в годы войны не оставалось ни одного безучастного человека. Каждый старался в меру своих сил быть полезным фронту и стране. И кто знает, как бы сложилась история, не выпусти Белорецк дополнительные тонны металла.
Материал подготовлен на основе архивных данных музея БМК. Благодарим директора музея Сергея Болонина за предоставленную информацию.
Источник:
Шабанов, А. Белорецк – фронту : [на белорецких заводах выпускалась необходимая для фронта продукция] / А. Шабанов. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2016. – № – С. 3.