Деятельность лечебных учреждений в малых городах Башкирской АССР в годы войны
Эпидемиологическая обстановка в стране в первые годы Великой Отечественной войны была исключительно сложной: большие миграционные процессы, связанные с организованной эвакуацией населения из прифронтовых областей в глубокий тыл, массовое неорганизованное движение населения, переуплотнение значительной части тыловых городов и отставание в них коммунального обслуживания способствовали развитию инфекционных заболеваний.
В течение 1941-1942 гг. значительно расширилась сеть лечебных учреждений и в малых городах Башкирии, в основном в Стерлитамаке и Белорецке. К 1942 г. в Стерлитамаке уже имелось 16 учреждений, среди них пять стационаров с плановым размещением 434 коек. На 10 сентября там было развернуто 775 коек, из них 275 – в одной больнице. Как никогда была высока обеспеченность врачами, в основном за счет эвакуированных. В городе имелось 73 врача, из которых 50 имели стаж работы 10 и более лет [1]. Плохо обстояло дело в больницах г. Белорецка. Во многих из них не хватало белья, мыла и продуктов питания. Были случаи, когда хирургическая больница города не отапливалась несколько суток, хотя имела при своем хозяйстве пять лошадей. Подвозка дров осуществлялась очень плохо. Население в основном болело желудочно-кишечными заболеваниями, паразитарным и брюшным тифом. Остро стояла и проблема с кадрами, поскольку в городе имелось всего 4 терапевта и 3 педиатра [2].
В течение 1942 г. в городе была высока доля детской заболеваемости и смертности в больницах г. Баймака [3]. В то же время были выявлены случаи нецелевого использования материально-технического инвентаря и продуктов питания. На сессии городского совета отмечалось, что за последнее время участились случаи распределения продуктов питания между сотрудниками больницы. Постельные принадлежности больных и бельевой материал менялись от случая к случаю, фактически отсутствовал надлежащий уход за больными [4].
В крайне тяжелом состоянии находились лечебные учреждения г. Ишимбая. В 1941 г. городское население обслуживал всего лишь один хирург. В 1942 г. при центральной больнице была открыта дифтерийная палата на 10 коек и туберкулезный диспансер [5]. Секретарь Башкирского обкома ВКП(б) С. Игнатьев в апреле 1945 г. обратился к заместителю Председателя СНК СССР А. Н. Косыгину с просьбой выделить в порядке единовременной помощи 3000 пар кожаной обуви, 30 тыс. метров хлопчатобумажной и 10 тыс. метров шерстяной ткани для медицинских работников республики [6]. В таких жестких условиях приходилось работать медицинскому персоналу Башкирии.
В связи с мобилизацией в армию в первые несколько месяцев войны уменьшилась численность медицинских работников в тыловых районах. В восточных районах страны, куда прибыло большое количество ослабленного контингента, особенно детей и стариков, врачей явно не хватало. Убыль врачей позднее была компенсирована за счет специалистов, прибывших в порядке эвакуации, но в течение всего второго полугодия 1941 г. и частично первого полугодия 1942 г. население тыловых районов страдало от недостатка медицинской помощи и медикаментов, которые в первую очередь отправлялись на фронт. К тому же, многие фармацевтические предприятия остались на оккупированной территории, восстановить в тылу производство лекарств и медикаментов удалось не сразу [7]. Работники учреждений здравоохранения, командированные на работу с паразитарным тифом, менингитом, брюшным тифом, паратифом, дизентерией, скарлатиной, дифтерией и малярией получали за все время нахождения в командировке суточные в размере 6% от месячной ставки, помимо сохранения заработной платы по месту работы [8].
Во второй половине 1942 г., по мере освобождения от немецкой оккупации захваченных территорий, эпидемиологическая обстановка еще более осложнилась. В освобожденных районах свирепствовал оставленный фашистами сыпной тиф. Эвакуация части населения этих районов в тыл способствовала распространению инфекции. В сентябре 1941 г. по Башкирской АССР было зафиксировано 24 случая заболевания сыпным тифом, в январе 1942 г. – уже 521, брюшным тифом 106 и 125 случаев соответственно [9]. В последние месяцы 1942 г. значительно увеличились случаи заболевания дифтерией, кроме того, в течение года имели место вспышки туляремии. Что касается дизентерии и малярии, то заболеваемость ими в 1942 г. не росла, как по СССР, так и по отдельным областям.
Уровень заболеваемости дизентерией был на 16 % ниже, чем в 1941 г., а уровень малярии ниже на 25% [10].
Подготовка медицинских кадров осуществлялась в четырех малых городах Башкирии. Белебей, Бирск (фельдшерская и фармацевтическая школа отдельно), Стерлитамак и Белорецк.
На сентябрь 1941 г. в Белорецкой акушерской школе обучалось 130 студентов [11]. Такое же число насчитывалось и в Стерлитамакской фельдшерско-акушерской школе [12]. Из 130 студентов акушерской школы г. Белорецка стипендию получали только 11 [13], а в Белебеевской медицинской школе — из 110 только 9 студентов [14]. Стипендия выплачивалась только тем, у кого были высокие показатели в учебе, и, как видим, большинство учащихся не могли претендовать на это.
Остро стояла проблема и с жилищным положением студентов этих учебных заведений. Всего 28 студентов Белорецкой акушерской школы проживали в общежитии, а 45 – в частных квартирах [15]. Такое же явление было характерно и для Бирской фельдшерской школы, где из 226 студентов 158 жили в частных домах. Проживание в частных квартирах оплачивалось учебным заведением [16]. Отсутствовали общежития при Стерлитамакской, Белебеевской и Бирской фармацевтических школах. В Белорецкой школе из 15 преподавателей 10 имели высшее образование, а в Стерлитамакской – 11 человек. В фельдшерско-акушерских школах занятия проходили в зданиях больниц и неприспособленных помещениях. В свободное от занятий время учащиеся ухаживали за ранеными в госпиталях. Но самой главной проблемой оставалась нехватка учебников, наглядных пособий бумаги и т.д. [17].
В годы войны в Башкирскую АССР из прифронтовых районов страны были эвакуированы многие госпитали. Некоторые из них были размещены в городах: Стерлитамак, Белорецк, Белебей и Ишимбай. Самое большое количество эвакуированных госпиталей находилось в Стерлитамаке (№ 3550, № 4660, полевой подвижной госпиталь № 480), в Белебее (№1744, № 5921, полевой подвижной госпиталь №479) и в Ишимбае (№ 2606, № 5920). В Белорецке госпиталь № 3544 находился в здании горздравотдела. Этот госпиталь, как и эвакогоспиталь № 5920, дислоцировавшийся в Ишимбае, выполнял только специальные функции – это были госпитали для военнопленных. Во многих госпиталях не хватало помещений, палаты были переполнены ранеными бойцами. При этом сотрудникам категорически запрещалось разговаривать с военнопленными и называть город, в котором располагался эвакогоспиталь. В обязанности медицинских сестер входила только раздача раненым и больным лекарств, назначенных врачами. Остальное обслуживание выполняли пленные сами [18].
В докладной записке Наркома здравоохранения Башкирской АССР говорилось о том, что начальниками эвакогоспиталей являются врачи, имеющие значительный стаж врачебной и административной работы, в большинстве своем служившие в Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Из 29 начальников действующих и вступающих эвакогоспиталей 15 имели врачебный стаж 15 и более лет, 6 человек – свыше 10 лет и только 2 человека – от 5 лет. Членов и кандидатов в члены ВКП(б) – 10 человек. Начальниками медчастей являлись врачи с большим стажем. Из 21 начмеда 18 имели врачебный стаж более 10 лет.
Эвакогоспитали были обеспечены ведущими хирургами. Всего в эвакогоспиталях работало 395 врачей, из них 156 являлись эвакуированными. В числе врачей, работающих в эвакогоспиталях, было 17 профессоров, 8 доцентов, 31 ассистент. Во многих госпиталях проводились курсы для хирургов, рентгенотехников и рентгенологов [19].
Совет Народных комиссаров Башкирской АССР отмечал, что во многих эвакогоспиталях неудовлетворительно использовалась неаппаратурная физиотерапия (глиногрязеторфолечение), слабо проводились мероприятия по лечебной физкультуре и механотерапии, имелись перебои с перевязочными материалами, наркозным эфиром и т.д. [20].
Таким образом, состояние лечебных учреждений в малых городах, особенно в первый период войны, было крайне тяжелым. Как и везде по стране, не хватало медикаментов, помещений и медицинских кадров. Многие больницы зачастую не отапливались по несколько суток. Стаж и уровень образования медработников был крайне низким, врачебный персонал пополнялся в основном за счет эвакуированных граждан. В ряде эвакогоспиталей имели место перебои в подвозе продуктов питания и топлива, недостаточно и несвоевременно производилась стирка обмундирования и белья. Но, тем не менее, несмотря ни на какие трудности, медицинское обслуживание раненых и больных было обеспечено.
Литература
- Аюпов Р. С., Минеев М. И. История города Стерлитамака. – Уфа 1994. – С. 108.
- Национальный архив (НА) РБ. Ф.Р-1019. Оп.2. Д.40. Л 6-11 об.
- НА РБ. Ф.2674. Оп.1. Д.13. Л.10.
- НА РБ. Ф.2674. Оп.1. Д.8. Л.145.
- НА РБ. Ф.Р-1420. Оп.2. Д.6. Л.4 об.
- Ахмадиева И. В. Башкирская деревня в годы Великой Отечественной войны // Ватандаш. – 2010. – № 6. – С. 59.
- Население России в XX веке : Исторические очерки. Т. 2.1940-1959 гг. – М., 2001. – С. 94.
- Государственный архив (ГА) РФ. Ф. 8009. Оп. З. Д. 227. Л. 30-31.
- Ахмадиева Н. В. Указ. соч. – С. 59.
- ГА РФ. Ф. 8009. Оп. З. Д. 261. Л. 1-2.
- НА РБ. Ф. Р-472. Оп. 2. Д. 816. Л. 12 – 12 об.
- НА РБ. Л. 13-13 об.
- НА РБ. Л. 12 об.
- НА РБ. Л. 16.
- НА РБ. Л. 12 об.
- НА РБ. Л. 14-15.
- НА РБ. Л. 12 об.-13 об.
- Кулагина А. А. Эвакогоспитали Башкирии в годы Великой Отечественной войны. – Уфа, 1988. – С. 49-50.
- На братской земле Башкортостана (Из истории эвакуации в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.) // Сборник документов и материалов. – Уфа, 2010. – С. 133-134.
- Там же. С.147-148.
Источник:
Самситдинов, И. Деятельность лечебных учреждений в малых городах Башкирской АССР в годы войны : [Белорецк, Белебей, Бирск, Баймак, Стерлитамак, Ишимбай] / И. Самситдинов. – Текст : непосредственный // Ватандаш. – 2020. – № 5. – С. 123 – 127.