Есть много поводов для гордости

На республиканских мероприятиях в честь 75-летия Победы часто вспоминают города Ишимбай и Туймазы, где добывали нефть; моторный и нефтеперерабатывающий заводы Уфы, но так мало упоминаний о вкладе в великую Победу над фашизмом нашего Белорецка.

Многие эвакуированные во время войны на Южный Урал заводы начали работать буквально под открытым небом, все старые предприятия поставили «под ружьё». В Миасс из Москвы эвакуировали один из сборочных конвейеров ЗИСа, а в Челябинск из Ленинграда – производство танков «КВ», тогда город стали звать Танкоградом, а завод стал Кировским. В 1941 году, когда Туле грозило окружение, была эвакуирована часть цехов, выпускающих винтовки, пистолеты, авиационные пулемёты и пушки в города Сим, Катав-Ивановск, Юрюзань и Златоуст. Кроме того, в Катав-Ивановск эвакуировали приборостроительные заводы. В отличие от Медногорска, куда тоже перебазировали тульские оружейные цеха, уральские города находились в зоне выхода на Транссибирскую железнодорожную магистраль. И этот выход обеспечивала Белорецкая узкоколейка.

В первые годы войны стране катастрофически не хватало паровозов, к тому же их массово уничтожали бомбы немецкой авиации. После бомбёжек много оборудования оставалось на местах, но чтобы техника не доставалась врагу, её уничтожали.

Рудная база многих заводов, выпускающих легированные металлы, была оккупирована уже к осени 1941 года. Вынужденно изыскивались возможности по снабжению оборонных предприятий Южного Урала всем необходимым, в том числе материалами и заготовками, при минимуме железнодорожных перевозок. Один из немногих Белорецкий металлургический завод работал по древесно-угольной технологии. За счёт малых по объёму домен и мартенов на предприятии производили уникально чистый металл без вредных примесей.

После второго сталепроволочного съезда страны Белорецк стал головным предприятием, на котором выпускалась стальная проволока. Когда в 30-е годы прошлого века прошла модернизация, заводчане Белорецка освоили производство пружинной стали и пружинной проволоки. Из последней на оружейных заводах вили пружины для винтовок, автоматов, взрывателей гранат и мин. Из пружинной стали делали пружины для часов и всевозможных приборов, в том числе навигационных.

Есть много поводов для гордости
Канатный цех Белорецкого завода, 1940-е годы

Ещё до Великой Отечественной Белорецк освоил выпуск авиационных тросов для самолётостроения СССР. А в годы войны завод отливал колосники для паровозов и пароходов тех лет. В нашем городе делали заготовки для Усть-Катавского вагоностроительного завода. Казалось бы, мелочь, но Белорецк выпускал подковные гвозди, без которых было немыслимо существование кавалерии и артиллерийских упряжек.

Наш завод выдавал колючую проволоку и проволоку для связи, которая в больших количествах шла на восстановление связи вдоль железных дорог, больше всего страдавших при бомбёжках или диверсиях.

Ещё с 19 века в Тирляне развивалось прокатное производство (в наши дни памятником стал приводной шкив того самого прокатного стана). Для обеспечения выпуска генераторов и стартеров автомобилей и танков, производимых в Миассе и Челябинске, приборов, которые выпускались в Катав-Ивановске, нужен был источник электротехнической или «динамной» стали и листа. При этом важна была максимальная близость расположения заводов. Белорецк освоил выпуск этой стали, а Тирлян — прокат «динамного» листа, что при хрупкости продукции было делом непростым! После отработки технологии в Тирляне лист отправляли и для изготовления генераторов и электродвигателей подводных лодок. (Чуть позже, когда стали появляться «невидимые» и малошумящие торпеды с электроприводом, часть тирлянского «динамного» листа стала идти на изготовление спецэлектродвигателей для торпед).

Да и после войны для освещения сёл и городов массово понадобились двигатели, в которых использовали тирлянский прокат. Росли объёмы производства, а после перехода завода в Белорецке на кокс, выросла и нагрузка на Белорецкую узкоколейку.

Производство «динамного» листа в Тирляне перебазировали на Верх-Исетский завод Свердловской области.

В сороковые годы весьма оживлённой была и железная дорога Узянбаш – озеро Банное, уходящая в тупик Манитогорск – Тавтиманово — Кусимовский марганцевый рудник. По этой дороге перевозили строевой лес, дрова, пиломатериалы и хромовую руду, которую добывали на плоскогорье хребта Крака.
Город трудовой доблести Магнитогорск гордится, что каждый второй танк войны, сделанный в 1941-1945 годах, был выпущен из магнитогорской броневой стали, но добавим, что без башкирских хрома и марганца той броневой стали не было бы. Белорецк – кадровый отец Магнитогорска. В годы войны наш маленький городок обеспечивал Магнитогорск не только выпускниками Белорецкого металлургического техникума, но и по разнарядке (часто в ущерб себе) — профессиональными доменщиками и сталеварами. Когда закончилась самая кровопролитная в нашей истории война, в СССР архиважным делом для выживания стали ядерный и ракетный проекты. Электроники тогда не было, а счётно-вычислительные машины были механическими и весьма громоздкими.

Есть много поводов для гордости
Белорецкий металлургический завод после войны

И еще один повод для гордости белоречан: в приборах обоих проектов использовалась именно белорецкая пружинная сталь. Говорят, тросик скафандра известного советского космонавта Алексея Леонова при его выходе в открытый космос тоже был из белорецкой стали.

Источник:
Миткалев, В. Есть много поводов для гордости : [о вкладе Белорецкого завода в великую Победу над фашизмом] / В. Миткалев. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2020. – 29 декабря. – С. 2.