Награды Советского Союза

Что стоит за ними? Вспоминаю эпизод из детства, когда приходил к дедушке и бабушке, я всегда открывал ящик самодельного комода, доставал алую коробочку и брал в руки тяжёлую штуковину, на которой был изображён какой-то человек. Научившись читать, прочёл надпись золотыми буквами: ЛЕНИН. Повзрослев, узнал, что это награда моего деда за его работу на нашей узкоколейной дороге – орден Ленина.

Награды Советского Союза
Трофим Агафонович Жаринов

Мой дед Трофим Агафонович Жаринов родился в 1902 году в Верхнем Авзяне. Молодая семья Жариновых переехала с Янакских углевыжегательных печей для работы и жительства на разъезд Елань, где у них родились двое старших детей. С 1928 года жизнь деда была связана с железнодорожным цехом БМК. В трудовой книжке (эти документы были введены в стране в 1939 году) значилась запись: «Принять в отдел службы пути бригадиром 3 дистанции 10 околотка».

Труд бригадира путей ответственный: с него спрос за безаварийную работу. Железная дорога в направлении Тукана тогда была молодой, ей не было и десяти лет. Многому приходилось учиться. Страна жила напряженной жизнью, условия труда на предприятиях были тяжелыми. Механизмов для работы было минимум, зачастую все делалось вручную. По словам деда, иногда решения по ремонту дороги, с которыми соглашались специалисты-железнодорожники, приходили на основе житейского опыта рабочих и бригадира.

В 1937 году Жариновы переехали в Ишлю, детям подошло время идти в школу, а в Елани ее не было.

С началом Великой Отечественной войны железнодорожники перешли на военное положение, их по статусу приравняли к военнослужащим. Требования к дисциплине ужесточились, прогулы и опоздания на работу не допускались. За нарушения могли последовать серьезные наказания. Железнодорожное полотно находилось под пристальным вниманием путейцев. Особенностью узкоколейки являются крутые повороты, подъёмы и спуски. Сам паровоз выше (в отличие от пришедших ему на смену тепловозов), поэтому больше был подвержен качке. У состава не было пневматических тормозов, и связка из паровозной бригады и кондуктора играла важную роль. Нужно было хорошо знать профиль пути, вовремя подавать сигналы для торможения. Выходило, что от работы путейцев зависела безопасность движения. Недосмотр мог привести к аварии на перегоне, которая в трудное для страны время могла быть приравнена к диверсии со всеми вытекающими суровыми наказаниями для виновных.

Подчиненные бригадира Жаринова за время войны не допустили серьезных аварий, благодаря им туканская руда вовремя и в нужном количестве доставлялась на Белорецкий завод, чтобы из нее производить нужные для обороны страны материалы.

Дед особо не распространялся о своей работе. Для людей того поколения это было нормальным. Он просто честно и добросовестно делал своё дело.

Уважительное отношение к железной дороге проявлялось у него и на пенсии. Во время сенокоса на выделенном участке вдоль железнодорожного полотна (так называемом отчуждении) всегда особо тщательно окашивал траву около рельсов, вырывал поросль у пикетных столбиков.

В 1954 году Т. А. Жаринов за добросовестный труд и выслугу лет был награжден высшей наградой СССР – орденом Ленина. По жизни Трофим Агафонович оставался скромным человеком, никогда не кичился своей наградой, не афишировал её, мало кто из односельчан знал о ней. Сейчас его орден – семейная реликвия, память о деде, его заслугах, о вкладе в нашу Победу.

Источник:
Жаринов, В. Награды Советского Союза : [труженик тыла Т. А. Жаринов в годы Великой Отечественной войны работал на Белорецкой узкоколейной железной дороге] / В. Жаринов. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2023. – 12 мая. – С. 6.