Повороты судьбы
Непростой была судьба ветерана трудового фронта Ахата Султаншина, более 45 лет проработавшего токарем в механическом цехе комбината.
На его долю выпали тяжёлые военные и послевоенные годы, перестройка.
Во время войны семья Султаншиных жила в небольшой деревушке в Караидельском районе. Восемь сыновей, среди которых Ахат Шаймухаметович был самым младшим, росли без отца и старались во всём помогать матери.
– Работать я начал рано, когда мне исполнилось 13 лет, – вспоминает ветеран. – Меня отправили в колхозную бригаду, в которой трудились такие же, как и я, вчерашние школьники, да ещё старушки. Скоро меня назначили звеньевым. Получив задание, мы с утра до ночи работали на полях. Известие о Победе запомнилось нежданным выходным во время напряжённой посевной, когда каждый погожий денёк был на счету.
– В конце 1945-го года меня с другими ребятами мобилизовали в трудовую армию для работы на промышленных предприятиях и направили на учёбу в Белорецк, – продолжает Ахат Шаймухаметович. – Зима, лютый холод, иней на стенах товарных вагонов, а на мне – старый полушубок да худые лапти. Под мерный перестук колес в голове роились разные мысли о будущей жизни. Когда, наконец, добрались до города, всех нас определили в ФЗО. Я попал в группу токарей, по тем временам, это была довольно престижная профессия.
После училища меня направили в механический цех. Там были отличные наставники, помогали и старшие товарищи. Хорошо помню, как на станке разрезал на части свою первую деталь – шестигранную болванку. Помучился я тогда изрядно, но сделал всё, как надо. Так и началась моя трудовая биография. Станки были старыми, часто ломались, а нормы выработки были жёсткими, и, чтобы не ждать ремонтников, приходилось всему учиться самому. Изготавливал запасные части, спецзаказы для сельхозтехники и многое другое, при этом я всегда работал по чертежам – для токарей это главный документ.
Позже, отслужив в армии, вновь вернулся на комбинат, – говорит ветеран. – Помню, даже отправил письмо в цех, чтобы за мной оставили рабочее место. Писал сам, на русском, но с такими ошибками, что даже стыдно было. Ответили, что примут с радостью и что место зарезервировано. Профессия мне была по душе. На сердце становилось радостно, когда из-под резца выходила очередная готовая деталь. Особо дорого для меня время пятидесятых-шестидесятых годов. У нас, как и на других предприятиях, было развито трудовое соревнование: каждый цех и каждый рабочий боролись за звание лучшего, стремились досрочно выполнить годовые и пятилетние планы. Включился в такое трудовое соревнование и я.
Как опытный токарь высшего, пятого разряда, Ахат Шаймухаметович трудился отлично. Он прекрасно знал оборудование и, как внимательный и аккуратный человек, всегда размышлял над тем, как улучшить обработку деталей. Счёт его рацпредложений исчислялся десятками, и за каждым – кропотливый труд, точный расчёт, природная смекалка и крепкая опора на драгоценный опыт, накопленный с годами.
Много лет подряд Ахат Султаншин становился победителем социалистического соревнования. В 1964 году за шестикратное первенство в индивидуальном трудовом соревновании его фотография была размещена на Доске почёта комбината. Пять раз опытный токарь и наставник молодёжи награждался знаками «Победитель социалистического соревнования». Среди его многочисленных наград – юбилейные медали «За Победу в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд» и другие. Но главным смыслом жизни для ветерана всегда оставалась семья: супруга и две дочери-двойняшки, которые, повзрослев, стали для него особенной гордостью. Мадина работала в экспериментальном цехе, а затем – в парткоме швейной фабрики «8 Марта». Мавлида долгое время трудилась начальником швейного цеха.
– Время мчится быстро, – говорит в заключение Ахат Шаймухаметович. – И всё бы ничего – и пенсия хорошая, и внуки радуют, да вот только здоровье стало пошаливать: трудно ходить, подводит немного память. Хорошо помню, что было давно, а вчерашнее забывается быстро. Я безмерно рад, что в юности судьба связала меня с Белорецком и я внёс посильный вклад в развитие родного комбината. Жизнь продолжается, и я, как человек, переживший тяжёлое время, хочу лишь одного: чтобы над нами всегда сияло мирное небо. Пусть молодёжь никогда не узнает, что такое война!
Источник:
Султаншин, А. Ш. Повороты судьбы : [беседа с ветераном трудового фронта А. Ш. Султаншиным / записал А. Воробьев] / А. Ш. Султаншин. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2016. – № 40. – С. 2.