Стал Дворец заводом… а школа – госпиталем
Из 11 тысяч крупных промышленных предприятий, имевшихся в стране к началу Великой Отечественной войны, в числе эвакуированных оказались более полутора тысяч. Клинский станкостроительный завод, из четырех попавших в Белорецк, разместился в здании Дворца культуры металлургов.
К сожалению, о работе этого завода белоречанам известно мало, в музее удалось разыскать только воспоминания бывшего начальника проектно-конструкторского отдела комбината, который в войну работал слесарем-сборщиком на заводе, числившимся под номером 236. «В суровом 1941 году полчища немецких фашистов рвались к Москве. Враг был уже в Калининской области, в этот период было дано указание эвакуировать Клинский станкостроительный завод в Белорецк. Первые эшелоны с людьми и оборудованием прибыли в ноябре. Под завод было отдано здание Дворца культуры.
Несколько месяцев устанавливалось оборудование, а в марте 1942 он начал выпускать продукцию.
Сборочный цех размещался в вестибюле, механический цех – в большом зале. Сцена была убрана. Инструментальный цех занимал помещение буфета, в спортивном зале располагались ремонтные службы главного механика и главного энергетика. Для термического цеха был сооружен пристрой между спортзалом и фойе большого зала. Для «литейки» построили отдельное помещение, где сейчас расположен гараж.
Первыми станками, которые выпустил завод, были фасонно-токарные, предназначенные для обработки снарядных головок. Станок был несовершенным, и вскоре отдел главного конструктора выдал техническую документацию на более совершенные станки. В дальнейшем и эта модель была модернизирована. В месяц сборочный цех собирал и сдавал на склад в готовом виде до 35 таких станков. В 1943 году завод получил заказ на выпуск еще двух видов станков. Один из них был универсальным, на нем можно было соединять снаряды с гильзами для пушек калибром от 37 до 45 мм. Одновременно был налажен выпуск станков для запрессовки пыжей в снарядные гильзы. Станок тоже был универсальным и предназначался для широкого диапазона гильз.
Официально на заводе был установлен одиннадцатичасовой рабочий день, но работать приходилось больше: из-за недостатка людей и большого плана выпуска станков он обычно продолжался по 16 часов. В конце месяца, бывало, и не выходили из цеха до тех пор, пока не справлялись с поставленной задачей.
В конце 1944 года пришел приказ завод демонтировать и вывезти его в Витебск, где на его базе был создан завод по производству шлифовальных станков. Сборочный цех продолжал работать до января 1945 года, а затем и его оборудование было отправлено.
Таким образом, всю войну наш Дворец металлургов работал на победу.
Первая школа – самая старая, первая десятилетка в городе. Недавно она получила в прямом смысле вторую жизнь, в ней прошел капитальный ремонт, и все же, я надеюсь, что ее старые стены помнят и военные годы, когда здесь располагался госпиталь. Выпускники 1941 года мечтали о мирной и счастливой жизни, но их ждала трудная военная судьба, многие из них ушли на фронт.
Выпускники 1941 года мечтали о мирной и счастливой жизни, но их ждала трудная военная судьба, многие из них ушли на фронт.
С первых же дней учителя и ученики собирали посылки с теплыми вещами, отправляли на фронт вышитые кисеты с махоркой, заготавливали дрова для отопления школы, собирали средства на производство боевой техники. В 1944 году от имени главнокомандующего Иосифа Сталина пришло письмо-благодарность учителям и ученикам школы, собравшим деньги и облигации на строительство боевых самолетов.
В 1943 году в городе ожидалось большое поступление раненых, и лучшего здания, чем большая светлая школа, не нашлось. Все школьное имущество вывезли в помещение бывшего общежития металлургического техникума, а учащихся распределили по другим школам.
«Оборудование для госпиталя привезли из Белебея. Первый этаж школы занимала хозяйственная часть, на втором и четвертом располагались палаты с ранеными, а лечебные кабинеты и хирургия – на третьем», – вспоминает одна из медицинских сестер.
– В апреле стали поступать первые больные. В основном это были солдаты, раненные в руку или ногу, тяжелораненые не выживали – слишком трудной была дальняя дорога. Сначала страшно было смотреть на мучения и смерть, но потом привыкли, в день умирало по 3-4 человека.
Многие ребята, узнав, что в школе будет госпиталь, надеялись: а вдруг туда попадут их отцы? Потому с тревогой и интересом смотрели потом в сад, где гуляли больные.
Когда под Сталинградом развернулось генеральное наступление, госпиталь отправился ближе к военным действиям. Причем в состав госпиталя демобилизовали и работавших там белоречан.
В школьном музее хранятся фотографии медсестер Анны Авдеевой, Серафимы Сориной, хирурга Зои Козловой и уникальный групповой снимок, на котором неизвестный фотограф запечатлел солдат, что лечились в Белорецком госпитале.
Спустя 50-лет усилиями совета ветеранов города, общества охраны памятников в торжественной обстановке на здании школы была установлена мемориальная доска. И новое оформление школы не позволит забыть службу школы в качестве госпиталя. Память об этом бережно хранится в школьном музее.
Источник:
Николаева, Т. Стал Дворец заводом… а школа – госпиталем : [в годы Великой Отечественной войны Клинский станкостроительный завод, из четырех попавших в Белорецк, разместился в здании Дворца культуры металлургов, а в первой школе разместился госпиталь] / Т. Николаева. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2015. – 6 мая. – С. 6.