Там, где ковалась Победа

6 декабря 2021 года минуло ровно 80 лет с начала контрнаступления под Москвой, развеявшего миф о непобедимости вермахта. Георгий Жуков, которому тогда исполнилось только 45, считал битву за Москву главным сражением своей жизни.

В победе под Москвой сыграли роль не только сибирские и дальневосточные дивизии, но и эвакуация более полутора тысяч заводов на восток, около семисот из которых — на Урал. Так, в Сим эвакуировали авиаагрегатный завод, в Юрюзань — патронный и другие цеха Тульского оружейного завода, в Челябинске, Златоусте и Усть-Катаве в условиях жестокой секретности наладили выпуск «катюш» и снарядов к ним. В Катав-Ивановск эвакуировали приборостроительный завод. Из Ленинграда в Челябинск успели перевезти значительную часть Кировского завода. Челябинский тракторный завод стал «Танкоградом», выпускавшим тяжёлые КВ, а затем — ИС. В Миасс эвакуировали ЗИС, позже ставший УралЗИС. Многие заводы Урала с мирной продукции перешли на оборонную. «Уралвагонзавод» Тагила стал выпускать средние Т-34. В условиях массовых потерь железнодорожных вагонов от немецкой авиации огромная роль выпала Усть- Катавскому вагоностроительному заводу, выпускавшему кроме этого ж/д платформы для бронепоездов и мобильных ж/д батарей дальнобойной артиллерии для обороны сначала Ленинграда, а затем, в 1942 году, и Сталинграда.

К началу битвы за Москву Белорецк остался единственным заводом, производившим пружинную сталь, пружинную проволоку, из которой на оружейных заводах вили пружины нужных диаметров и конструкции, пружины и рессоры.

Ещё в конце 20-х Белорецк обрёл узкоколейную железную дорогу к руде Тукана и углежжению Инзера, позволившим выпускать самую качественную в те времена стальную проволоку, шедшую на изготовление автошин и авиашин, а также пружинную проволоку, вплоть до часовых и приборных пружин, «волосков». Белорецку было не так сложно с самого начала войны по узкоколейке и перегрузке в Запрудовке на широкую колею обеспечивать эвакуированные оборонные заводы в Катав-Ивановске, Юрюзани, Усть- Катаве, Симе, Златоусте, Миассе и Челябинске своей продукцией. Освоенное задолго до войны производство авиатросиков обеспечивало предприятия самолётостроения Куйбышева, Саратова и Горького. Стоит отметить, что управление самолётами тех лет было главным образом тросовым.

Из Инзера напрямую, минуя Белорецк, в Запрудовку шли вагоны с углём для чёрного пороха, древесиной для нитроцеллюлозы — основы многих взрывчатых веществ и бездымных порохов, изобретённых ещё великим Д. И. Менделеевым. Для авиастроения, основанном на авиафанере и клееных деревянных конструкциях, из Инзера шли берёзовые «балансы», так как горная берёза растёт медленнее своих равнинных сестёр, но более плотная и имеет витую текстуру. После того, как «Электросталь» оказалась в зоне действия немецкой дальней авиации, Белорецку в условиях секретности было поручено освоить производство магнитной и динамной сталей. Часть оборудования «Электростали» была вывезена на Урал, в том числе в Белорецк. В Тирляне, опять же в условиях секретности, разработали технологии прокатки динамного листа, что отправляли на приборный завод Катав-Ивановска, авиаагрегатный завод Сима, заводы по производству «катюш» в Златоусте, Усть-Катаве и Челябинске, УралЗИС в Миассе, где он был незаменим при изготовлении электрооборудования.

Белорецкие заводы и их работники внесли значительный вклад в оборону СССР. Особенно важно — на самом трудном её этапе и в контрнаступлении под Москвой. Здесь был трудовой фронт, обеспечивавший победы над врагом. В 2020 году Белорецку присвоено почётное международное звание «Город трудовой доблести и славы». Уверен, что Белорецк в не меньшей степени достоин почётного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести», которое присваивается Указом Президента РФ.

Источник:
Миткалев, В. Там, где ковалась Победа : [Белорецкие заводы и их работники внесли значительный вклад в оборону СССР в годы Великой Отечественной войны] / В. Миткалев. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2021. – № 50. – С. 11.