Черепенькин Евгений Степанович

С боями – к Берлину

Евгений Степанович Черепенькин во время Великой Отечественной освобождал Белоруссию, Европу, дошёл до Берлина, после войны трудился на комбинате, воспитал двух замечательных сыновей.

Черепенькин Евгений Степанович
Евгений Степанович Черепенькин

Отец родился в 1925 году в селе Зигаза, из которого мой дед Степан Афанасьевич перевёз семью в Белорецк, рассудив, что в городе проще найти работу, а детям – получить хорошее образование, – рассказывает Вячеслав Черепенькин. – Перед войной отец поступил в металлургический техникум, но закончить его не успел. В 1943 году ему исполнилось 18 лет, он был призван в армию и направлен на курсы водителей бронемашин, а затем на фронт. Воевал механиком-водителем самоходной установки СУ-76 в составе артиллерийского дивизиона № 670 артиллерийского полка № 1812.

Командование части в приказах не раз отмечало отвагу Евгения Черепенькина. Например, в боях за город и крепость Остроленка в Польше, при прорыве обороны немцев на реке Друть, при захвате плацдармов во время Сероцкой наступательной операции, штурма городов Бобруйск, Вормдитт, Мельзак, Белосток, Хайлигенбайль, Браунсберг. Высоко было оценено мужество Евгения Степановича при разгроме нашими войсками восточно-прусской группы немецких войск юго-западнее Кёнигсберга и при окружении и ликвидации немецких войск юго-восточнее Берлина.

– Особенно памятны были отцу тяжёлые бои за взятие Кёнигсберга, – продолжает Вячеслав Евгеньевич. – Система обороны была подготовленной, немцы планировали остановить здесь наступающую Красную армию. Фашисты дрались ожесточённо. Прорвать оборону удалось с помощью тяжёлой артиллерии, равнявшей с землёй мощные доты и дзоты. Укрепления пали, бои переместились на улицы, и как не сопротивлялись немцы, Кёнигсберг был взят. Для наших солдат это было предвестником скорого окончания войны, но впереди ещё был Берлин. Экипаж СУ-76, в котором воевал отец, не раз был на волосок от гибели во время боёв за столицу Германии, но солдатам везло. Когда гитлеровцы капитулировали, радости бойцов не было предела, каждый верил, что скоро они отправятся домой.

Однако у командования были свои планы. Опытных, закалённых в боях молодых солдат, таких как Евгений Степанович, оставили в армии. Его отправили в Белоруссию, где в лесах скрывались отряды помощников фашистов – вооружённых формирований «лесных братьев». О том, каких трудов стоило находить и уничтожать прислужников гитлеровцев, близким фронтовик не рассказывал, лишь упоминал, что в лесах Западной Белоруссии погибло немало наших бойцов.

Черепенькин Евгений Степанович

Е. Черепенькин (справа) с братом Анатолием, выпускником Белорецкого аэроклуба, полковником ВВС

Как и многие фронтовики, побывавшие в самом пекле, Евгений Степанович не любил вспоминать бои, но часто рассказывал, что во время освобождения Белоруссии, где от деревень после оккупации оставались лишь пепелища, они старались хоть чем-то помочь местным жителям, особенно детям, делясь с ними солдатским пайком.

В 1948 году Евгения Степановича демобилизовали. За проявленные мужество и героизм в годы войны его наградили двумя медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга, «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и другими.

Черепенькин Евгений Степанович

Е. С. Черепенькин после войны в Севастополе возле артиллерийской установки СУ-76

Евгений Степанович был принят на металлургический комбинат, закончил техникум. Долгое время трудился в СПЦ № 6, работал старшим мастером, заместителем начальника цеха № 10. Участвовал в освоении производства микропроволоки, внедрял современное в то время волочильное и термическое оборудование. Коллеги уважали Евгения Степановича как душевного человека и замечательного специалиста, он был одним из лучших рационализаторов цеха и комбината.

Супруги Черепенькины – Евгений Степанович и Александра Дмитриевна – вырастили двоих сыновей – Вячеслава и Анатолия. Старший после окончания института долгое время жил и трудился в Алма-Ате, а затем вернулся на родину. Имя младшего – Анатолия Черепенькина, мастера, начальника смены, а затем ведущего инженера стана 150 – знакомо многим труженикам комбината.

– Отец был мудрым, честным и справедливым человеком, – завершает рассказ Вячеслав Евгеньевич. – Мы гордимся им, и я знаю, что память о нём будет храниться детьми, внуками и правнуками.

Источник:
Черепенькин, В. Е. С боями – к Берлину : [об участнике Великой Отечественной войны Е. С. Черепенькине. Беседа с сыном Е. С. Черепенькина В. Е. Черепенькиным / записал А. Воробьев] / В. Е. Черепенькин. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2021. — № 2. – С. 9.