Дмитриева Раиса

На замену отцам

Среди тех, кто в годы войны встал за волочильные и канатные машины на место ушедших на фронт рабочих, была и Раиса Дмитриева.

В 1941 году после окончания Шушпинской школы в возрасте 16-ти лет она переехала в Белорецк и устроилась работать на сталепроволочный завод.

– В сентябре 1941 года меня приняли в цех № 14 шлифовщицей фильер для волочильных машин. Через шесть месяцев, как имеющую опыт работы, направили в волочильное отделение первого цеха, где катастрофически не хватало рабочих рук. В отделении трудились практически одни женщины, он освоили все рабочие профессии – волочильщика, калильщика, электромонтера, но никто не жаловался на трудности. К концу 1942 года я могла работать практически на всех типах волочильного оборудования цеха, в основном специализируясь на машинах восьмикратного волочения. Обслуживала одновременно три машины. Всю смену приходилось крутиться волчком: только успевала сделать на одной сварку проволоки, как на другой уже нужно готовые мотки снимать. Делали все вручную, а мотки разные: одни – под 20 килограмм, другие – в три раза больше весом. Снять их в одиночку под силу было далеко не всем. В таких случаях я звала на помощь девчонок с соседних станков. Проволока, которую мы выпускали, шла на канаты, в том числе, и для военных авиационных изделий. Труднее всего было делать специальные сорта проволоки: металл для них был жестким, упругим и заправить в волочильную машину заготовку было нелегко. Производственные нормы были высокими, но мы справлялись с заданием, представляя, что каждая тонна проволоки поможет приблизить конец войны.

– Помню, в то время всегда хотелось кушать. Рабочим основных профессий по карточкам выдавали килограмм хлеба, который мы старались растянуть на весь день, но уже к вечеру от буханки ничего не оставалось. Да и с одеждой трудно было, но особенно мы страдали от отсутствия хорошей обуви. В цехе № 3 промасленные шпагаты от мотков проволоки выбрасывали в мусор. Мы собирали и вязали из них тапочки, а для подошвы брали в цехе у слесарей старые использованные резиновые ремни. Вот в этих тапочках и работали. К концу рабочей смены, какими бы не были молодыми, конечно, сильно уставали, мечтая поскорее вернуться домой, но практически каждый день по приказу городского военкомата занимались еще и военной подготовкой: учились стрелять из винтовок, кидать макеты гранат. Отказаться нельзя, пропустишь – могут и наказать. Осенью грязь, дождик холодный, а идти нужно. Вот так и жили – работа, занятия. Особенно тяжело было, когда выпадала ночная смена: хотелось спать, а нужно было работать, выполнять план, следить за качеством волочения. Однако верили, что как только наши войска разобьют фашистов, нам сразу легче жить будет. Значит нужно потерпеть, дожить до этого времени! Настроение поднимали фронтовые сводки, особенно когда наши войска перешли в наступление, и каждый день по радио назывались новые освобожденные города и поселки. И пусть они были далеко, но нам виделось, как фронт все ближе подбирается к Берлину.

– Я отлично помню долгожданный день Победы, это было после очередной ночной смены, когда мы собирались домой. На проходной никого не выпускали: нам объявили, что будет митинг, где объявят важное правительственное сообщение. Нужно было видеть, как мы радовались известию о Победе, как громко кричали «ура», а в сторонке стоявшие женщины – вдовы – обнимались и плакали. Потом работать стало легче. Возвращались на завод мужчины – фронтовики, были отменены военные занятия, снизились нормы выработки, легче стало с питанием. Скажу одно: военные годы забыть нельзя, пережить их было очень трудно.

Родина не забыла тех, кто ковал победу в тылу. Среди своих наград Раиса Дмитриева особо выделяет медаль «За доблестный труд в годы ВОВ 1941-1945 года». И в мирное время, благодаря трудовой закалке, полученной в военные годы, работали они только по-стахановски: по-другому не умели и не могли.

До выхода на заслуженный отдых в 1980 году за отличные трудовые показатели героиня публикации неоднократно награждалась почетными грамотами, благодарностями, признавалась ударником коммунистического труда.

Источник:
Дмитриева, Р. На замену отцам : [беседа с труженицей тыла Р. Дмитриевой / записал А. Воробьев] / Р. Дмитриева. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2015. – № 16. – С. 2.