Филатовы Полина Павловна и Николай Петрович
Встреча однополчан через четверть века
Дата 22 июня 1941 года в советской истории написана кровью. Именно в этот день, в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Спустя 79 лет по-прежнему необходимо вспоминать о людях, которые ценой своей жизни завоевали наше светлое будущее.
В такие даты меня не покидают мысли, что я должна что-то сделать, написать, напомнить людям о том страшном эпизоде нашей большой истории. И вот я снова склонилась над рукописями участницы войны Полины Павловны Филатовой, в майском выпуске нашей газеты они частично уже были опубликованы. Живые описания картин боев мелькали перед глазами, вставали образы бесстрашных людей, глаза пекло от непролитых слез. Я перечитывала записи множество раз, и каждое воспоминание – прямо в сердце.
Сегодня хочу познакомить и вас еще с одним отрывком из жизни отважной женщины, который она бережно записала в свой дневник.

Нет такого уголка в нашей стране, где бы, говоря о минувшей войне, не произносили с гордостью: «Сталинград, Ленинград, Одесса». По-прежнему тысячи людей со всех концов мира приезжают к нам, чтобы своими глазами увидеть места героических битв, склонить голову перед подвигом городов-героев. С волнением вступают приезжие на священную землю, где каждый дом, каждый камень рассказывают о героической истории города.
Июль 1945 года. Вспомнились проводы из армии домой, выступление командира полка: «Незабываемые, волнующие дни переживёте вы сейчас, завершив войну, прощаетесь с боевыми друзьями, возвращаетесь к мирному труду. Вы прошли большой боевой путь, выручали друг друга в бою, поэтому так крепка ваша солдатская дружба, так трогательны проводы». И это запомнилось надолго. Разъехались мы по разным городам.
…И вот мы в Волгограде в день 25-летия Победы. С бескрайних просторов нашей Родины сюда съехались бывшие солдаты, офицеры, генералы – ветераны войны, чтобы встретить светлый праздник Победы российского народа над фашисткой Германией на героической земле. На военных мундирах и штатских костюмах сверкают ордена и медали.
Сталинградская земля нам особенно дорога, там началась наша золотая юность, которая проходила в годы Великой Отечественной войны. Сколько нам было? 18, 19, 20 лет – это годы молодости, наивысшей трудоспособности, практики, мужества и отваги. Там нам впервые пришлось встретиться со всеми трудностями боевой жизни, получить закалку и пронести все тяготы военных лет от Сталинграда до Берлина на своих плечах. Среди приехавших были женщины разных специальностей: учитель, инженер, юрист, председатель колхоза. Но тогда все мы были дружной фронтовой семьей.
На празднование Дня Победы в Волгоград прибыли ветераны из разных городов, полков и дивизий. Встретились и мы, женщины-участницы войны 43-го зенитно-прожекторного полка, абсолютное большинство из одной роты. Трудно передать словами первые минуты встречи. Такой порыв бурной радости бывает только у самых близких людей. Встретилась семья! В кругу боевых подруг Аня Фокина, парторг роты, Клава Козлова и Надя Маргасова, комсорги, Зина Осипова и Таня Интеева, начальники станции, Зоя Шекунова и Зоя Красильникова, шофёры, Аня Шашкова, телефонист, Валя Герасимова и Галя Пузикова, прожектористы и другие.
Встретились однополчане или правильнее сказать – сёстры. Это была удивительная встреча. Уже немолодые женщины напряжённо всматривались друг в друга, ещё не припомнив имён, но уловив в лицах знакомые черты, с улыбками и слезами бросались в объятия друг друга. Особенно волнующим был час ожидания командира роты Николая Фомина. Когда раздался крик: «Командир роты приехал!» – все бросились к нему навстречу, мы просто взяли его в плен объятий. Он пристально всматривается в глаза каждой из нас: «Узнал, узнал!»
Николай Григорьевич приехал не один, а со своей женой Лизой, которая тоже служила в нашей роте, после окончания войны они поженились.
Ох, как все изменились! Сеточки морщинок в уголках счастливых глаз, у многих пряди седых волос, но сердцем мы всё те же, крепкие и открытые, как и 25 лет назад. Трудно сказать, сколько было задано вопросов друг другу. За торжественным ужином делились своими радостями и горестями.
Мы посетили множество памятных мест, возложили венки павшим солдатам. Застыли стройные ряды воинов Волгоградского гарнизона, отдавая воинские почести, они торжественным маршем проходят по площади. Мы все тоже шли строем, по-военному, сильно волновались и по-настоящему плакали. Нахлынули воспоминания. Ночи без сна, дежурства на посту, у телефона, у прожектора, у звукоулавливателя, исправление телефонных линий под огнём, разрывами бомб, строительство землянок, кормление бойцов с минимальными запасами продуктов… Будто все было только вчера, встал пред нашим взором подвиг народа, который в кровопролитной войне отстоял свою Родину, спас человечество от угрозы фашистского рабства. Минутой молчания почтили память тех, кто не дожил до Великой Победы.
Мне очень трудно описать торжество, которое проходило на Мамаевом кургане. Было солнечное, прекрасное утро. Рядом с нами стройными рядами стоял почётный караул. Диктор оповещал о великой битве на Волге, всё это сопровождалось мелодией, от которой буквально сжималось сердце.
Затем начался митинг. Выступал секретарь горкома комсомола, молодое поколение давало клятву – это было очень торжественно. Слова: «Клянёмся, клянёмся, клянёмся!» – громким эхом разносились по окрестностям как символ гордости и преданности молодого поколения перед старшими товарищами, живыми и мёртвыми. Затем зачитали «Обращение к потомкам», капсула с ним была замурована в стену под мраморную плиту. Она должна быть вскрыта в 2045 году, в год празднования 100-летия Победы.
После этого был концерт. Слёзы невольно лились по щекам: вот рвутся бомбы, летят и свистят снаряды, бьют наши милые «Катюши»… И крики «ура!» раздаются, как эхо, наши пошли в атаку. Льются песни «Синий платочек», «В землянке». Сердце сжималось, кружилась голова, только бы удержаться на ногах.
На Мамаевом кургане мы посадили дерево с табличкой 43-го ордена Александра Невского прожекторного полка. В зале Славы написали свой отзыв и расписались в книге.
Самое грустное – расставание. Тяжело прощаться со своими фронтовыми друзьями. Удастся ли встретиться вновь? Видимо, больше не придётся обнять своих друзей. Слёзы на ресницах блестели, как росинки на траве.
Я обращаюсь к вам, молодые люди. Берегите всё, что завоёвано для вас, чтите память погибших, отдавших во имя жизни на земле самое дорогое – жизнь.
Источник:
Филатова, П. П. Встреча однополчан через четверть века : [воспоминания П. П. Филатовой о встрече однополчан в Волгограде через 25 лет после Дня Победы / подготовила З. Тур] / П. П. Филатова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2020. – 23 июня. – С. 4.
Записки Полины Филатовой
С каждым годом ветеранов, очевидцев страшных военных событий, становится все меньше. Тем ценнее воспоминания, которые они оставили после себя. Не сухие сводки хроники из учебников истории, а живые свидетельства участников тех событий.
К сожалению, Полины Павловны Филатовой, личные записи которой мы сегодня публикуем, уже нет в живых. Но многие до сих пор помнят неутомимый характер маленькой, но стойкой фронтовички. Она и еще 3699 девушек были направлены на Сталинградский фронт в составе эшелона, который увозил добровольцев из Уфы прямиком в пекло войны.
Полина Павловна вернулась с победой и постаралась рассказать, как это было, мальчишкам и девчонкам в школах, своим внукам-двойняшкам и всем, кто хотел побольше узнать о страшных годах. Она вела активную общественную работу, встречалась со своими боевыми подругами и командирами, старалась запечатлеть на бумаге свои воспоминания, печатала их на старенькой машинке, исправляла и приписывала что-то своим мелким почерком.
На пожелтевшей от времени бумаге – фрагменты фронтовых лет Полины Филатовой (Рябовой в девичестве). Записи мамы принесла в редакцию ее дочь Людмила. Это свидетельство подлинной войны. Без ложного патриотизма и прикрас. Это истории о людях, которые в нечеловеческих условиях выполняли свой долг, о героизме и трусости, о настоящей любви к Родине, о невероятных людских потерях, о письмах из дома, об ожидании Победы…

Сегодня получила поздравление с Днём войск ПВО от совета ветеранов первого Башкирского комсомольского эшелона девушек-добровольцев. И снова вспомнилась война. Никогда мне не забыть суровый и взволнованный голос диктора Левитана, возвестившего о ее начале. Сердца советских людей наполнились ненавистью к врагу, посягнувшему на наши жизни.
Я тогда работала медсестрой в инфекционной больнице. Большинство медработников мобилизовали на фронт в 1941 году, а меня не взяли из-за вспышки сыпного тифа, было много пациентов. Мне очень хотелось быть похожей на трёх лётчиц: Валентину Гризодубову, Полину Осипенко и Марину Раскову, совершивших рекордный перелет из Москвы на Дальний Восток 28 сентября 1938 года. А ещё перед глазами — образ Зои Космодемьянской, как символ героизма советского народа.
В марте 1942 года моё заявление с просьбой отправить на фронт наконец-то принял горком комсомола. Для девушек-добровольцев организовали месячные курсы, учили на поваров, шофёров, медсестёр, телефонистов-связистов, я училась азбуке Морзе. Уже через месяц мне принесли повестку на фронт. Главврач не отпускал, говорил: «Ты маленькая, тебя убьют, никуда тебя не отпущу, и здесь работы с больными хватает!» Но я настаивала. Он долго думал, крепко обнял и приказал выдать две простыни и продукты в дорогу. На прощание пожелал вернуться с победой. Когда дома показала повестку маме, её слезам не было конца. Всхлипывая, она всё говорила: «Два сына дома, работают на военных заводах, а дочь – в армию».
5 мая 1942 года нас, 48 девушек из Белорецка, провожали на фронт. Много было напутственных слов, наказов, слёз, обмороки матерей. Поезд тихо-тихо тронулся, оставляя позади тёплый родительский дом, подружек и девичьи грёзы. Мы не знали, что ждёт впереди. «Небо как небо, — думали мы, — голубое, и солнце улыбается нам, сильным, загорелым, юным». А поезд тем временем уносил всё дальше. Куйбышев, Пенза, Воронеж, Сталинград – последняя остановка.
20 мая. Из нас сформировали 43-й прожекторный полк, откуда почти весь мужской состав был отчислен в пехотные стрелковые части. Нелегко пришлось постигать солдатскую мудрость, но мы быстро учились военному делу, все были комсомольцами и патриотами своей Родины. В груди горел огонь победы, хотелось быстрее разгромить врага-фашиста. Как волнующе было для нас принимать присягу и давать клятву, словно вся страна на тебя смотрит: «Стоять насмерть, ни шагу назад!»
Отправили нас на боевые позиции в роты зенитно-прожекторных и зенитно-артиллерийских войск. Училась на прожекториста, но узнав, что по специальности я медик, меня вызвали на КП и назначили санинструктором роты. Оставшиеся в полку мужчины поначалу скептически относились к новому пополнению и говорили: «Война – дело мужчин». Совсем скоро они поймут, что их недоверие было напрасным…
23 августа 1942 года. Это был один из самых страшных дней. Бомбы падали с неба, конца им не было. Рушились здания, рвался бетон, гнулись железные балки, жители бежали, не разбирая дороги. Повсюду – грохот, крики, стоны. Над убитыми детскими телами выли матери, стоя на разбитых коленях. Город горел. Из взрывающихся баков нефть лилась в Волгу, казалось, что горит сама река. Взбесившиеся фашисты бросали листовки, на которых было напечатано: «Русские, сдавайтесь! Вы окружены. Сталинград в кольце!»
Они ещё не знали, что советский человек – кремень. И наши девушки тоже не дрогнули. Не терялись, когда угрожала опасность, в любую минуту дня и ночи стояли на боевом посту, шли на исправление линии под ураганным разрывом бомб. Шофёры Зоя Шекунова и Зоя Красильникова вывозили материальную часть из-под огня. Оборвалась связь. Анне Шашковой и Клаве Козловой было поручено её восстановить. Вскинули на плечи аппарат, автомат и мигом убежали на линию, ползком преодолели опасное место и наладили связь. Переправа через Волгу работала только ночью, через нее отправляли раненых.
После разгрома гитлеровских войск под Сталинградом наша часть 43-го прожекторного полка стояла на обороне Саратова, а в июне 1944 года мы были направлены на I-й Украинский фронт. Советские войска уже воевали на земле врага. Наш полк прибыл в Варшаву. Война подходила к концу, мы чувствовали, что победа близка и всеми силами держались за эту мысль.
…Не спим уже несколько дней. Грязные с головы до ног. Холодно, губы обветрены, кожа шелушится. 12 апреля 1945 года прибыли в Бранденбург. Командир полка Павлов и его заместитель Пашковский объявили задачу: «Светить по наземному противнику». Все взволновались, мы должны светить не по самолётам, а по наземным войскам противника.
На тот момент наш полк в основном состоял из девушек, многие были из Белорецка. Через переправу на Кюстрин проезжали ночью. Шли пешком, несли много катушек связи. 14 апреля расположились в 500-800 метрах от переднего края обороны противника, позади нас – готовые к наступлению советские войска. Кругом стрельба, ракеты, мессеры, пролетают зажигательные смеси, взрываются, всё горит. В трёхстах метрах от нас взорвалась батарея, куски мяса полетели во все стороны. Мы были в блиндажах, и нас примкнуло друг к другу, оглохли сразу все. Бегу с двумя санитарными сумками и карабином. Впереди, совсем рядом, на минном поле, подорвался мальчик Сокулин – оторвало стопу ноги, но сам живой. И на том спасибо. Потихоньку вытянула его с поля, перевязала. Отовсюду слышу голоса раненых: «Полина, помоги». Скольких я вытащила! Всех не упомнить. Отправила в госпиталь, сама вся в крови.
В ночь на 16 апреля несколько подразделений нашего полка под строгим секретом перетащили прожекторные установки на нейтральную полосу. Мы выложили все запасы сил, которые только имеет человек. После 30-минутного артиллерийского обстрела было решено идти в атаку. В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты для атаки танков и пехоты. Немцев брали в плен, как слепых котят. Задачу свою мы выполнили!
День Победы застал нас в Польше, откуда наш полк и демобилизовали.
Да, нам, хрупким, юным девчонкам, выпала нелёгкая судьба. Оборонять волжскую твердыню — город Сталинград — от гитлеровской нечисти, гнать захватчика с русской земли. На любом участке страшной армейской службы мы с девушками делили все трудности, мёрзли в окопах, делили последний кусочек хлеба, сахара, обливались потом, перекопали гектары земли для окопов, глотали горькую пыль дорог, порой месяцами не знали, что такое горячая вода, но мы выстояли.
В борьбе с фашистскими пикировщиками женские расчёты показали высокие образцы мужества. В огне, в дыму, среди взрывов бомб, не обращая внимание на поднимающиеся столбы земли, мы стояли на своих местах до последнего. Не закрывали глаза от страха, не опускали головы, не убегали в убежище, не пасовали перед трудностями, а выполняли боевые задачи честно и самоотверженно! За это наш 43-й прожекторный полк был награжден орденами Александра Невского и Красной Звезды.
Источник:
Филатова, П. П. Записки Полины Филатовой : [записи участницы Великой Отечественной войны П. П. Филатовой / подготовила З. Тур] / П. П. Филатова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2020. – 19 мая. – С. 6.
Мои родители – фронтовики
Незаметно пролетает время, всё дальше унося от нас годы Великой Отечественной войны. Уходят и те, кто на своих плечах вынес весь ужас тех лет. Каждый май лично для меня – не только праздник Великой Победы, но и дни, когда я очень часто вспоминаю своих родителей-фронтовиков Полину Павловну и Николая Петровича Филатовых.
5 мая 1942 года в числе 48 девушек-добровольцев Белорецка моя мама Полина Рябова (в девичестве) отправилась на фронт. При бомбежках вместе с такими же девчонками она укрывалась в окопах, строила блиндажи, ловила ночью лучом своего прожектора немецкие самолеты. Была прожектористом, связистом, санинструктором. Выносила с поля раненых. Воевала на Сталинградском, 1-м Украинском, Белорусском фронтах. Награждена медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», знаком «Отличник санитарной службы».
Меня всегда удивляла мамина энергия. Она всё успевала. Будучи на пенсии продолжала работать. Помню, как во время своего перерыва, не замечая ни снега, ни дождя, приходила гулять с внуками, моими двойняшками. Наверное, поэтому мальчишки росли здоровыми и крепкими. Мама всегда с радостью принимала приглашение учителей выступить в школе перед учениками с рассказами о войне. Наверное, многие в Белорецке помнят, как она повязывала пионерские галстуки самым достойным юным ленинцам на торжественных собраниях. Все годы она вела очень активную общественную работу.
8 марта 1942 года добровольцем ушел на фронт и 18-летний Николай Филатов, мой отец. Отучившись на минометчика, он участвовал в боях под Белой Церковью на Украине. Тогда наши войска терпели поражение и отступали. Затем был Новороссийск, форсирование Керченского пролива и наступление в составе войск 4-го Украинского фронта. В составе своей части отец освобождал Румынию, Польшу, Чехословакию.
15 марта 1945 года под городом Цоп в Чехословакии он был ранен. Далее были госпитали в Кракове, Сарапуле (это уже наша Мордовия). Даже после лечения, спустя пять лет после войны, на его правой руке пальцы так и не действовали. Жил папа на пенсию, но не сдавался и кем только не работал. Со временем рука восстановилась.
Как-то папа рассказал, как ему было жалко убитого на войне немецкого снайпера. Это было в Венгрии, снайпер сдерживал наступление наших, стреляя из проёма кирпичного дома. Пришлось всем укрыться в окопе и ждать. Николай Петрович оказался рядом с бойцом, держащим противотанковое ружье. Это был якут, охотник, но вот попасть в снайпера ему никак не удавалось. Отец тогда взял его ружье и выстрелил в проем, где укрывался немец. Когда всё стихло, он не удержался, заглянул посмотреть, кто же по ним палил. Это был молодой парень, красавец с рыжими волосами. Долго потом отцу в госпитале снилось лицо этого парня. А еще по ночам снились танки. От ужаса он даже кричал во сне: «Танки идут!» Сначала тихо, потом громче, оттого и просыпался…
За участие в боях отец был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За доблестный труд». Всего имел 13 медалей.
Вот уже 73 года, как отгремела та страшная война. В 2000-м году умерла мама, в 2003-м не стало отца. Но мы не должны забывать, что перенесли наши родители, чтобы мы жили в мирной стране. Наши дети и внуки слышали рассказы о войне из уст солдат, ветеранов, бабушек и дедушек. Теперь и следующее поколение, выросшее в мирное время, не должно переписывать историю в угоду кому бы то ни было. Моя внучка, которая живет с родителями в Магнитогорске, как и многие ученики, писала к Дню Победы реферат, посвященный памяти солдат Великой Отечественной. Воспоминания Полины и Николая Филатовых, которые легли в основу ее работы, были по достоинству оценены. Она заняла призовое место в школьном конкурсе. Помните, любите и рассказывайте детям и внукам о людях, которые подарили нам жизнь, победив фашизм.
Источник:
Лисовская, Л. Мои родители – фронтовики : [участники Великой Отечественной войны П. П. и Н. П. Филатовы] / Л. Лисовская. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2018. – 8 мая. – С. 3.