Францев Владимир Кириллович

Всем смертям назло

О начале Великой Отечественной войны белоречане узнали из сообщения по радио.

А вот ветеран труда БМК Владимир Кириллович Францев стал свидетелем начала наступления немецко-фашистских захватчиков.

Францев Владимир Кириллович

Семья Францевых – мама Александра Андреевна, дочь Галина и папа Владимир Кириллович, 1948 год

Герой публикации родился и вырос на Украине. В 1939 году он был призван в ряды Красной Армии, служил на территории Польши.

– Мы стояли на границе и видели, как немцы стягивают технику, готовятся к началу нападения, – рассказывает Владимир Кириллович. – Но разговоры об этом приравнивались к провокации и грозили трибуналом, поэтому мы старались помалкивать. Перед воскресеньем, на которое выпало 22 июня, командный состав был отпущен в увольнение: все разъехались по семьям, квартирам. В части остался только дежурный караул. И вот утром на нас двинулась лавина танков, машин, мотоциклов, полетели бомбардировщики. Разве остановишь такой вал? Нас попросту смяли…

Ветеран замолкает: даже сегодня, по прошествии стольких лет, воспоминания даются непросто.

Оставшиеся без командования солдаты при остром дефиците оружия отбивались, как могли. Стоявшие в лесопарке танки были без снарядов, их практически сразу же расстреляли. Горючего тоже не было. Немецкие захватчики вынудили советских бойцов начать отступление на восток: силы противника превосходили во сто крат. Наших теснили до Белоруссии. В августе 1941 года под Минском Владимир Францев попал в плен.

– То, что я видел и перенёс в фашистских концлагерях, не пожелаю никому, – тихо говорит герой публикации. – Каждая минута, проведённая там, могла обернуться смертью. Смерть была на каждом шагу…

В плену ветеран пробыл без малого четыре года. Как выжил? Видимо, судьба хранила его. За это время он сменил не один концлагерь, последним стал «Ламсдорф» – один из самых больших лагерей для военнопленных, ставший местом уничтожения более ста тысяч советских людей. Все они похоронены в безымянных братских могилах…

Весной 1945 года, перед освобождением «Ламсдорфа», часть пленных, в числе которых был и Владимир Кириллович, построили в колонну и вывели из лагеря. Люди не знали, куда их ведут, однако надежда спастись их не оставляла. В дороге колонна была обстреляна. Пользуясь всеобщей суматохой, те, у кого еще оставались силы, убежали в лес. Через несколько дней они вышли к линии фронта, где их встретили американские солдаты. Это было спасение.

Пленных перенаправили в госпиталь, где им была предоставлена возможность укрепить здоровье, восстановиться. Спустя несколько недель они шагали через временный мост над Эльбой в советскую зону Германии.

– Начало нашего большого пути было пешим, – вспоминает ветеран. – Мы прошли через часть Германии, Польшу, Белоруссию. В Жлобине нас распределили по санитарным вагонам и отправили в Белорецк. Здесь нашими домами стали бараки Нижнего селения. Почти все мы были устроены на завод № 706, я попал в канатный цех № 17.

Пленение ещё долго преследовало героя публикации: Владимира Францева чуть ли не ежедневно вызывали в особый отдел для дачи показаний, которые неоднократно проверялись и перепроверялись. И только когда в белорецкий военкомат пришёл ответ на запрос, в котором пояснялось истинное положение дел (как и почему советский солдат попал в плен), и военный билет Францева, дело было закрыто.

– До армии я получил специальность электросварщика и, конечно, хотел работать по профессии, – продолжает герой публикации. – Вскоре моё желание осуществилось: меня приняли в механический цех № 7. Позже, когда построили «шестой», перевели туда.

Францев Владимир Кириллович
Владимир Кириллович Францев

Владимир Кириллович был грамотным и ответственным и ответственным специалистом, настоящим мастером своего дела, для которого в электросварке не было никаких секретов. Он неоднократно награждался почётными грамотами и благодарственными письмами. В коллективе его ценили и уважали. В 1975 году герой публикации вышел на заслуженный отдых.

– Война – это очень страшно, – сказал ветеран в завершение беседы. – Подобного не должно повториться никогда – пусть над всеми жителями нашей планеты сияет мирное небо!

19600 советских пограничников встретили 22 июня гитлеровцев на направлении главного удара группы армий «Центр».
80000 человек, включая мирное население, погибло в первый день войны.
5200000-5750000 советских военнопленных было захвачено армией противника.
1836562 человека вернулось из немецкого плена.

Источник:
Францев, В. К. Всем смертям назло : [В. К. Францев провел в фашистских концлагерях четыре года. Беседа / записала Т. Кожевникова] / В. К. Францев. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2017. – № 24. – С. 2.

Трудная судьба

Францев Владимир Кириллович
Владимир Кириллович Францев

16 августа фронтовику, ветерану комбината Владимиру Францеву исполнилось 95 лет.

Разными были военные дороги солдат. Кто-то дошёл с Победой до Берлина, другие, получив тяжёлые ранения, возвращались домой, но были и те, кто оказался в плену.

О них старались умалчивать: не к лицу победителям рассказывать о поражениях июня 1941 года, но факты – вещь упрямая. За лето 1941 года, по данным Генштаба Вооружённых Сил РФ, в крупных «котлах» было захвачено свыше 2,5 млн советских военнослужащих. До мая 1945-го большая их часть не дожила, погибнув в застенках концлагерей. А вот Владимир Кириллович выжил всем смертям назло.

– Я родился и вырос на Украине, где после школы выучился профессии электросварщика в МТС (машинотракторной станции) посёлка Первомайский, – рассказывает Владимир Кириллович. – Незадолго до войны меня призвали в армию. Наша часть находилась в польском городе Гайновка. Помню. Весь командирский состав накануне 22 июня уехал домой. Когда на рассвете этого дня на восток полетели первые волны немецких бомбардировщиков, оказалось, что телефонная связь повреждена диверсантами, командиров на месте нет, а оружие опечатано. Наши танкетки «Б-4» стояли без снарядов в лесопарке и почти все были расстреляны. Было очень непросто: не хватало оружия, снарядов, горючего. Нас начали оттеснять на восток. Немцы наступали стремительно, и так получилось, что в конце августа 1941 года под Минском я попал в плен.

Владимир Кириллович не любит вспоминать годы плена, для него эти воспоминания тяжелы до сих пор. За четыре года он сменил не один концлагерь.

– Весной 1945 года я находился в концлагере «Ламсдорф». В один из дней часть военнопленных, в числе которых был и я, построили в колонну и под конвоем вывели из лагеря. Мы терялись в догадках о нашей дальнейшей судьбе. В дороге колонна была обстреляна американскими самолётами. В суматохе нам удалось убежать в лес. До линии фронта добирались трое суток, первыми нас встретили американские танки. Через переводчика мы объяснили местоположение нашего концлагеря, где ещё оставались тысячи пленных.

Нас отвезли во Франкфурт-на-Майне. После санобработки переодели в чистую одежду, и несколько недель мы провели в одном из госпиталей. Мы знали, что совсем скоро вернёмся на Родину. Каждого спрашивали о его согласии перехода в советскую зону Германии. По временному мосту через Эльбу под звуки духового оркестра на глазах командного состава союзных армий мы шагали на противоположную сторону.

На советской стороне нас погрузили в вагоны и отправили в Белорецк, где расселили в бараках Нижнего селения.

Стояла ранняя осень, город был сказочно красив, и особой тревоги на душе не было. Почти всех приехавших определили на завод № 706. Меня – в канатный цех № 17. Но хотелось работать по своей специальности, и начальник цеха предложил попробовать себя в механическом цехе № 7, где как раз требовался электросварщик.

Там Владимир Кириллович трудился до 1947 года, а затем его как одного из опытных сварщиков по личной просьбе начальника цеха Виктора Голомазова направили в новый цех металлокорда. Работу свою фронтовик любил и уважал, делал всё на совесть и за свой труд не раз награждался Почётными грамотами и благодарностями.

В цехе № 6 Владимир Кириллович работал до 1975 года, но и во время заслуженного отдыха его не раз приглашали для выполнения сложных работ.

Источник:
Францев, В. К. Трудная судьба : [беседа с участником Великой Отечественной войны, ветераном комбината В. К. Францевым / записал А. Воробьев] / В. К. Францев. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2015. – № 33. – С. 2.