Галкина Анастасия Ивановна
Прочнее стали
Когда началась Великая Отечественная война ветерану труда БМК Анастасии Ивановне Галкиной было всего шестнадцать.
Семья моя родом из Узяна – рабочие люди, всю жизнь возившие руду на лошадях на местном заводе, – вспоминает героиня публикации. – Когда производство перевели в Белорецк, они тоже перебрались сюда. Войны, тяжёлый физический труд, новое место жительства значительно подорвали здоровье и благосостояние, так что на ноги моим предкам подняться не удалось.
В школе я доучилась до шестого класса, а потом её закрыли: началась война. Нас отправили на завод № 706, в первый комсомольский цех, где учили волочильному делу. Опытные работники уходили на фронт, поэтому через четыре месяца мы уже стояли за машинами. Как сейчас помню, нас с сестрой поставили за семикратные волочильные машины немецкой фирмы Breidenbach, на которых мы гнали проволоку 0,2 для самолётов. Работали по 12 часов, нас контролировал диспетчер: ходил по цеху, следил, не уснули ли мы. Работа была тяжёлая: на каждый из семи барабанов нужно было подобрать фильеры, принести проволоку, заточить, заправить. И всё это мы делали голыми руками. А за смену нужно было выполнить норму – 40 килограммов проволоки. Дело было ответственное, государственной важности: сделаешь «восьмёрку» – военный трибунал.
Присылали нам учеников из близлежащих деревень. Смешно сказать: мы сами недавно были учениками, а уже учили других. Кормили плохо, иногда, правда, в ночную смену давали суп. В деревнях с питанием было немного лучше: новоиспечённые волочильщики делились с нами картошкой, порой баловали хлебом. Так и жили.
Четыре года изнурительной войны и изматывающего труда закончились победой советского народа. На завод возвращались взрослые, от работы на машинах нас освободили. Одна женщина предложила мне устроиться уборщицей в заводскую столовую. Меня приняли в хлебный магазин и поставили в ночную смену принимать хлеб.
Хлеба тогда не было, люди ночевали у магазина, чтобы занять очередь. Едва успевали разгрузить машину, как всё разлеталось. Помню, смету крошечки, заверну их куда-нибудь, а в перерыв бегу домой, несу маме гостинец.
Потом ввели карточки, магазин закрыли. Правда, и карточная система просуществовала недолго. В этот период мне улыбнулась удача: меня взяли продавцом в магазин № 2. Это было почётное место, и я очень гордилась своей работой. А потом начала быстро терять слух. Нужна была операция, но денег у меня не было. Некоторое время работала со слуховым аппаратом, но с каждым днём становилось тяжелее: в магазин приходило всё больше покупателей, и справиться с потоком было трудно.
Пришлось искать другую работу. В итоге дорожка снова привела меня в заводскую столовую, где моей задачей было чистить лук и пропускать картошку. Сначала там была маленькая машина, через которую можно было пропустить только одно ведро. Позже появился комбайн. После работы продавцом перестроиться было непросто. За смену я перерабатывала пять-шесть мешков картофеля. Всё это делалось в холодной воде: я так замерзала, что даже по приходе домой не могла согреться. Заработанного не хватало на содержание большой семьи, поэтому после смены я оставалась помогать в мясном цехе: чистила морковь, пропускала мясо, крутила котлеты, мыла полы. Словом, бралась за любую работу и никогда не сидела без дела.
В столовой я проработала до выхода на пенсию. Да и после выхода на заслуженный отдых трудилась там ещё двенадцать лет, до самого закрытия.
Раз за разом судьба испытывала эту сильную женщину на прочность, но она не сдалась, выдержав все невзгоды. Не нашла героиня публикации счастья в личной жизни: она так и не встретила достойного мужчину. Большой радостью и наградой стала единственная дочь, которая подарила маме дорогой подарок — внука, а тот, в свою очередь, двоих правнуков.
– Жили мы тяжело, но никогда не унывали: где поплачем, где посмеёмся, – улыбается ветеран. – В молодости, когда выпадала свободная минутка, шли на вечёрки, пели песни под гармошку, плясали. Сейчас, конечно, здоровье уже не то, но я стараюсь не сидеть на месте: вяжу коврики, накидки на стулья, иногда беру в руки иголку с ниткой. А пока рукодельничаю, тихонько напеваю песенки.
Анастасия Ивановна старается быть в курсе последних событий в городе, стране и мире: смотрит телевизор, читает газеты. Время от времени в гости заглядывают внук с маленьким правнуком, приходят соседи: с каждым она найдёт, о чём поговорить, что рассказать, чем поделиться. И для всех у неё найдётся поддержка, мудрый совет и доброе слово.
Источник:
Галкина, А. И. Прочнее стали : [беседа с ветераном труда А. И. Галкиной / записала А. Матвеева] / А. И. Галкина. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2018. – № 5. – С. 2.