Хаертдинова Рауза Гарифулловна
Работала по-стахановски
Трудно поверить, что ветеран трудового фронта Рауза Хаертдинова, энергичная женщина с острым, проницательным взглядом, на днях отметила свой 90-летний юбилей. Годы оказались не властны ни над её памятью, ни над особым, твёрдым складом характера, хотя жизнь у ветерана была непростой.
Раузе Гарифулловне было шесть лет, когда из посёлка, расположенного недалеко от Казани, семья переехала в Нижний Тагил.
– Папу отправили по распределению на завод, где изготавливали танки – знаменитые.
Т-34, – вспоминает героиня публикации. – Когда началась война, отец остался в городе и работал почти без выходных, а нашу семью, где, кроме меня, было ещё две сестры и старший брат, пригласила к себе в посёлок Янаул наша старшая сестра Нурия.
К сожалению, отец прожил недолго: в конце 1942 года он тяжело заболел и умер. Вскоре в армию призвали брата, и он сразу принял участие в боях, разгоревшихся на подступах к Москве. В феврале 1943 года он погиб.
– Военное время было тяжёлым, не хватало рабочих рук, и всех подростков распределяли по предприятиям, – продолжает ветеран. – Меня с сестрой Разиёй отправили в леспромхоз города Юрюзань, где в составе рабочих бригад, в основном состоящих из женщин и вчерашних школьников, мы заготавливали лес. Два года работали на делянках: пилили сосны двуручной пилой, обрубали сучья, после чего заготовленная древесина сплавлялась по рекам на металлургический завод и СПКП.
Однажды нам с сестрой объявили, что нас отправляют на металлургический завод в Белорецк. Новым местом работы стала строящаяся электростанция, которая сейчас находится рядом с городским гидросооружением. В войну завод часто испытывал трудности с электроэнергией, подаваемой из Магнитогорска, а гидроэлектростанция должна была вырабатывать электричество для доменного и мартеновского цехов. Вручную мы копали ров для будущего котлована и водопропускного канала, которые со временем достигли несколько десятков метров в глубину, лопатами выгребали осыпающийся грунт, грузили его на тачки и увозили наверх. Работали днём и ночью, и только во время ночных взрывных работ, когда проделывали проход в скалах, нам давали небольшой отдых, и мы спали на полу в конторке мастеров. Бывало, зайдёт мастер, посмотрит на нас, вздохнёт и вполголоса зовёт: «Девочки, вставайте, пора на работу!»
Внизу, где мы работали, даже летом было сыро и холодно, но особенно тяжело было осенью, когда мы приступили к бетонированию стен и для их укрепления вязали арматуру из проволоки. Когда бетон заливали в опалубку, мы вкладывали эту арматуру в основу будущих стен канала, бесстрашно лазая по самому верху. Наша бригада под руководством мастера Егора Барбашова была передовой, и раз в месяц в столовой для нас устраивали праздничный вечер, где главными угощениями были дополнительный ломоть хлеба, стакан чая и немного варёной картошки. Мужчинам наливали ещё и по стакану красного вина.
Когда закончилась война, стало чуть легче жить и работать, но на постройке гидроэлектростанции мы трудились до 1946 года. В этом же году я устроилась в сталепроволочный цех N 1 волочильщицей, где проработала больше 25 лет, а затем, вслед за мужем, перевелась в новый цех легированной проволоки.
Работала Рауза Гарифулловна по-стахановски, в смену обслуживая четыре, а порой и пять волочильных машин, выполняя нормы выработки на 180-190 процентов. Изготовленная ею проволока шла в авиаканатный цех. Часто в цехе не верили, что молодая работница может трудиться с такой самоотдачей, повторно взвешивали её продукцию, но всегда убеждались, что работает Рауза Гарифулловна лучше всех в отделении. Её ставили в пример, награждали почётными грамотами. Неоднократно в индивидуальном трудовом соревновании Рауза Гарифулловна признавалась не только лучшим рабочим цеха, но и завода. В цехе легированной проволоки она трудилась так же энергично, взяв в обслуживание сразу две волочильные машины.
На заслуженный отдых героиня публикации вышла в 1976 году.
– Знаете, я богатая и счастливая, хотя жизнь была нелёгкой, – улыбается Рауза Гарифулловна. – Моё главное богатство – это сыновья, пятеро внучат и столько же правнуков. Они часто навещают меня, помогают по дому, и я радуюсь, глядя на них. Ведь мы работали, не жалея себя, именно для того, чтобы наши дети жили счастливо и никогда не знали войны.
Источник:
Хаертдинова, Р. Г. Работала по-стахановски : [беседа с ветераном трудового фронта Р. Г. Хаертдиновой / записал А. Воробьев] / Р. Г. Хаертдинова. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2016. – № 21. – С. 2.