Катриченко Татьяна Никифоровна
«Верю только в хорошее»
Даже 70 лет спустя Великая Отечественная война остаётся незаживающей раной в душах тех, кто стал ее участником и свидетелем. У воспоминаний об этом страшном времени нет срока давности: они по-прежнему вызывают боль у тех, кто их хранит, проливаясь слезами на испещрённые морщинками щёки.
Татьяна Никифоровна Катриченко родилась и выросла в Мелеузе. Когда началась война, отца и старшую сестру забрали на фронт.
– Спустя некоторое время сестру вернули обратно. Мама осталась одна с четырьмя детьми, самому младшему было всего семь месяцев, – вспоминает ветеран. – Мне было 14 лет, и большинство забот легло на мои плечи. Школу пришлось бросить. Я трудилась в колхозе, не чураясь никакой работы. Было холодно, голодно: помню, как весной босиком выходили на колхозное поле и собирали гнилую картошку. Приносили домой, мама что-то лепила из этой жижи и пекла в печке, тем и спасались. В сутки ели один раз, и это было счастьем.
В 1944 году меня забрали в Белорецк, в ФЗО. Везли нас 12 или 15 дней: где ехали на поезде, где – верхом, где шли пешком. В одном месте ждали отправки поезда два или три дня. Одежды не было, но в ФЗО, дали красноармейскую шубу и валенки, а мама связала шерстяную шаль.
Выучившись, поступила на работу в цех № 17. С едой было немного лучше: давали по 700 граммов хлеба. В цехах было холодно, уголь для печей возили на лошадях. Меня поставили на 18-шпульную машину. За смену, которая длилась 12 часов, я заправляла только шесть шпуль — больше не осиливала. Несмотря на тяжёлые условия, мы старались сделать всё от нас зависящее, чтобы приблизить конец войны.
Татьяна Никифоровна и после победы не рассталась со ставшим родным цехом. Здесь же она встретила своего супруга.
– Муж мой был из Харькова, – рассказывает героиня публикации. – Когда немцы взяли город в первый раз, его отец, председатель сельсовета, ушёл на фронт, в семье было шестеро детей. Затем Харьков снова был взят фашистами, и людей стали угонять в Германию. Чтобы не попасть под раздачу, муж убавил себе год, но от судьбы уйти не удалось. Перед ним встал нелёгкий выбор: либо забирают его, либо сестру. Конечно, он не мог позволить ей пройти через такие испытания. Четыре года провёл в аду: то, что показывают в фильмах, и сравниться не могло с тем, что происходило на самом деле. Каторжные работы, жалкие крохи еды, издевательства. Несколько раз пленные пытались бежать, и каждый раз их возвращали. Наконец, когда надежды почти не оставалось, наступила Победа. Их освободили. Предстоял долгий путь домой: прошли пешком четыре державы, прежде чем добрались до границы Советского Союза. А там их посадили в телячьи вагоны и повезли в неизвестном направлении — так он и оказался в Белорецке.
Муж был умным, порядочным и честным человеком, мне очень повезло его встретить. Вместе мы вырастили пятерых детей. Конечно, все тяготы, через которые он прошёл в молодости, отразились на его здоровье, подкосили: с нами его нет вот уже тридцать лет.
В 1977 году ветеран трудового фронта, отработав положенный срок, ушла на заслуженный отдых. Её труд не раз отмечался различными наградами: фотография размещалась на Доске почёта, она была награждена несколькими медалями.
– Когда в отделе кадров мне начисляли пенсию, то удивлялись хорошей зарплате, мол, не все мужики столько получали, – улыбается Татьяна Никифоровна. – А что удивительного: у меня ведь пятеро детей, их нужно было учить, кормить, и я работала изо всех сил, старалась.
Все дети устроились в жизни, обзавелись вторыми половинками и подарили героине публикации счастье быть бабушкой многочисленных внуков. А вскоре подоспели и правнуки.
Каждым она безмерно гордится, за каждого болит сердце, каждому старается помочь в меру своих сил и возможностей.
Несмотря на солидный возраст, Татьяна Никифоровна не сидит на месте. Каждый день она гуляет, не забывает следить за событиями в стране и в мире, помогает по хозяйству. В преддверии посадочного сезона дел и вовсе невпроворот: нужно купить лук-севок, заготовить другие семена.
Много испытаний выпало на долю этой хрупкой женщины, но они не сумели сломить её. Татьяна Никифоровна по-прежнему верит в хорошее и надеется, что завтрашний день принесёт только счастье.
Источник:
Катриченко, Т. Н. «Верю только в хорошее» : [беседа с ветераном трудового фронта Т. Н. Катриченко / записала А. Матвеева] / Т. Н. Катриченко. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2018. – № 19. – С. 2.