Крестьянинов Леонид Афанасьевич
Как гармошка жизнь спасла
В год празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и в День военного связиста о своем дедушке рассказывает ведущий специалист управления информационных технологий Белорецкого металлургического комбината, известный реставратор и коллекционер Дмитрий Николаев. Кстати, часть его экспонатов находится в экспозиции музеев БМК и автошколы ДОСААФ России.
– Мой дед Леонид Афанасьевич Крестьянинов родился в городе Вятке в 1923 году. Был гармонных дел мастером, вся семья занималась изготовлением гармошек. По тем, довоенным, временам они жили зажиточно, и однажды на их семью написали донос. «Добрые» люди сообщали, что на заводе Крестьяниновы не трудятся, а обогащаются за счёт гармошек, которые и правда были дорогими. Узнав о доносе, семья быстро собрала свой скарб, села на первый поезд и уехала из родных краёв в глухие дали, считая, что там их не найдут. Так Крестьяниновы доехали до Урала и, пересев на узкоколейку, оказались в Белорецке. По их мнению, это и была та самая глушь.
Здесь они построили землянку, начали обзаводиться хозяйством, обживаться и продолжать семейное дело – производить гармошки.
Потом началась война, мужчин призывали на фронт. В военкомате деда спросили, что он умеет делать лучше всего. На что он ответил: «Я гармонный мастер». Сопоставив изготовление музыкальных инструментов с отменным слухом, деда направили на фронт связистом. Как рассказывал Леонид Афанасьевич, на тот момент он и сам не понял, как оказался в войсках связи. Служил достойно, воевал за свой народ. Был ранен, лежал в госпитале.
Все знают, что люди того поколения не особо любили рассказывать о тяготах войны и о том, что им пришлось пережить. Мой дед – не исключение. Наград за время военных действий у него практически не было. В нашей семье хранится орден Отечественной войны II степени рядового-связиста Леонида Крестьянинова. Он вручался за особые заслуги на полях сражений. К примеру, лётчикам нужно было сбить определённое количество вражеских самолётов, морякам – привести вражеский корабль в свой порт. А вот связистам на полях сражений было необходимо налаживать связь. И если бойцу удавалось обеспечить связь крупным войсковым соединениям, он также мог получить эту награду. Так вышло с моим дедом.
Во время боя для наладки связи отправили одного связиста. Тот не вернулся, второй тоже. Затем пошёл дед. Он был мужиком крепким, внимательным, да ещё и с хорошим слухом.
«Наступление начинается. Русские, немцы, все перемешались – война, а связь надо срочно наладить, – вспоминал Леонид Афанасьевич. – Ползу, вижу: в воронке товарищ убитый лежит, дальше ползу – второй убитый. Продолжаю движение, вижу солдата. Разобрать сложно: то ли немцы, то ли наши. Ближе подползаю, слышу: играет на губной гармошке. Точно! Немцы! Обошёл я их аккуратненько и наладил связь вовремя».
Вот так умение разбираться в гармошках и хороший слух спасли жизнь не только моему деду, но и другим нашим бойцам. За это и наградили Леонида Крестьянинова орденом.
Вернувшись с фронта, дед продолжил главное дело своей жизни. Он не только ремонтировал, но и делал хорошие копии концертных гармоней. Стоили инструменты довольно дорого, продавал дед их в соседнем Магнитогорске. Можете не верить, но это гармошки позволили ему дать детям высшее образование и содержать семью. Мама моя училась в педагогическом институте, её брат – на юридическом факультете.
Так и занимался гармонным делом дед до последних дней. Когда ему стало трудно выпиливать вензеля на крышках инструментов, дед научил меня это делать. Неделями я сидел и тщательно прорабатывал каждый завиток по шаблону, сделанному дедом. За что получал жалованье и чувствовал себя самым счастливым и богатым человеком. На первые заработанные деньги купил себе мопед.
Я многое умею делать, и учил меня разным премудростям Леонид Афанасьевич Крестьянинов. Первый опыт реставрации я тоже получил у деда. Он любил красиво, как сейчас говорят, стильно одеваться. Любил путешествовать. И мне это тоже передалось! А ещё дед научил упорству в достижении поставленных целей. У него был брат, который в годы войны пропал без вести. Леонид Афанасьевич искал его долгие годы, и лишь в середине 80-х ему сообщили, в какой братской могиле был похоронен брат.
Я благодарен деду не только за Победу, но и за всё, что он сделал для своей семьи, чему научил нас. Низкий поклон всем защитникам нашей Родины! – завершил рассказ внук ветерана.
На встречу он принёс несколько фотографий деда, письма сослуживцев, с которыми дед постоянно общался. А ещё Леонид Афанасьевич Крестьянинов был активным членом ветеранской организации. В 90-е годы (в том числе и на взносы участников войны) был поставлен памятник на Поклонной горе. Об этом свидетельствует письмо Президиума Совета ветеранов воинов-однополчан 12-го гвардейского танкового корпуса.
Не стало Леонида Афанасьевича Крестьянинова в 1992 году, но память о нём бережно хранят его дети, внуки и правнуки.
Источник:
Николаев, Д. Как гармошка жизнь спасла : [воспоминания об участнике Великой Отечественной войны Л. А. Крестьянинове / записала Н. Борисевич] / Д. Николаев. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2020. – 20 октября. – С. 6.
Счастливый случай
– Мой дед по материнской линии Леонид Крестьянинов до войны был уникальным гармонным мастером, – рассказывает ведущий инженер-электроник УИТ БМК Дмитрий Николаев, – он сам изготавливал и настраивал гармошки, обладал отличным музыкальным слухом. После призыва в Красную армию Леонид Афанасьевич служил связистом во второй гвардейской танковой армии. Однажды тонкий музыкальный слух помог ему остаться в живых.
Во время подготовки к наступлению фронта нужно было обеспечить надёжную телефонную связь между командованием штабов двух полков. Линия обороны была нестабильной, часто проходя по окопам с оставшимися в них фашистами. Ближе к вечеру, получив приказ протянуть телефонную связь, вышел на задание один из сослуживцев деда. Прошло несколько часов, а связи нет. Не возвратился и ушедший боец. Когда совсем стемнело, на задание отправился следующий связист. Но и он пропал. Следующим на задание был отправлен мой дед. Медленно он пополз вдоль телефонного кабеля, проложенного предыдущим товарищем, и обнаружил тело бойца недалеко от окопа. Убит автоматной очередью. Через сотню метров дед наткнулся в темноте и на второго мёртвого сослуживца, убитого взрывом гранаты. Соединив телефонную линию и разматывая катушку с кабелем, дед пополз дальше. Вдруг через редкие звуки выстрелов орудий и пулемётные очереди впереди на расстоянии десятка метров он услышал приглушённые звуки гармошки. Благодаря хорошему музыкальному слуху Леонид Афанасьевич сразу понял, что это была не родная «Тулка» или «Хромка», а немецкая губная гармошка. Стало ясно, немцы устроили засаду и караулили следующего красноармейца, который будет пытаться протянуть телефонную линию. Дед стороной ополз западню, решив не ввязываться в бой, а во что бы то ни стало выполнить задание. Он благополучно добрался до своих, обеспечив командование штабов двух частей до момента наступления надёжной телефонной связью. За это задание деда наградили орденом «Отечественной войны II степени». В то время их вручали только офицерам, но за проявленную храбрость и смекалку для рядового Леонида Крестьянинова сделали исключение.
Вернулся Леонид Афанасьевич домой живым, но с тяжелейшим осколочным ранением, из-за которого у него отнялась рука. Но он по-прежнему работал гармонным мастером в городском Доме быта, ремонтируя и даже делая копии самых разных гармошек, в том числе известных мировых фирм. Чтя память сослуживцев, не вернувшихся с войны, Леонид Афанасьевич наряду с другими трудящимися большой страны принял участие в сооружении памятника в Москве на Поклонной горе, внеся денежные пожертвования в эту всенародную стройку.
Дед не любил вспоминать войну, но всегда говорил: «Даже в трудные дни боёв мы верили, что победим!»
Источник:
Николаев, Д. Счастливый случай : [воспоминания об участнике Великой Отечественной войны Л. А. Крестьянинове / записал А. Воробьев] / Д. Николаев. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2020. – № 24. – С. 9.