Латыпов Макарим Муталапович
Чтим память, продолжаем традиции
Из Тукана на фронт были призваны 900 мужчин, большая часть которых погибли или умерли от ран и болезней. На сегодняшний день не осталось ни одного ветерана той войны, но туканцы с уважением вспоминают земляков, прошедших нелегкий фронтовой путь, свято чтят память о воинах, отдавших жизни за Отчизну.
Характерно, что немалая часть солдат были призваны из семей спецпереселенцев, которых по властным указаниям в те времена называли врагами народа. Однако эти «враги» наравне с другими советскими людьми поднимались в атаки и выполняли тяжелую фронтовую работу.
Среди присланных в 1932 году в спецпоселок Ермотаево из деревни Актанышбаш Краснокамского района была и семья Муталапа Латыповича Латыпова. Один из его сыновей – Макарим – в 9-летнем возрасте убежал из дома и добрался до Уфы. Как это получилось, сейчас уж никто и не вспомнит, но Макарима поймали и отправили в Благовещенск, в детскую трудовую коммуну. Там он выучился на токаря и столяра. А потом получил из Ермотаево известие о том, что отец повредил позвоночник и умер. Макарим решил забрать к себе маму, оставшуюся в одиночестве. Но ермотаевские охранники, пригрозив тюрьмой, запретили ей уезжать…
Перед войной 19-летний Макарим женился на местной девушке Фаике, а 13 мая 1942 года его призвали на фронт. Через два месяца после отъезда у Макарима родился первенец.
Обстановка на фронтах постоянно обострялась. Недоучившихся курсантов снайперской школы в составе 315-й отдельной коммунистической дивизии отправили преградить путь германским дивизиям на Московском направлении. 4 сентября 1942 года у деревни Пушкари Латыпов получил первое ранение. Далее его часть была переброшена в состав Второй ударной армии генерала Власова. Здесь он попал в группу прорыва и после выхода к своим был зачислен в разведчики.
В одном из боевых выходов ему посчастливилось взять «языка» – офицера финансовой службы. В этом же бою пуля крупного калибра просто разворотила его коленный сустав, Макарима отправили в госпиталь. На этот раз ранение поставило точку в фронтовой биографии. По дороге, в санитарном поезде его прооперировали, потом привезли в один из горьковских госпиталей. Последовала гангрена и удаление берцовой кости. Только в мае 1944 года Макарим начал потихоньку учиться ходить на костылях, а еще через два года инвалидом второй группы приехал в Ермотаево. Немного окрепнув, устроился токарем в ремонтный цех Туканского рудника. В свободное время делал людям рамы, дверные блоки для строительства домов.
В 1947 году, после закрытия спецпоселка, когда с его обитателей сняли все обвинения, люди получили паспорта и стали разъезжаться по своим местам. Макарим же остался в Ермотаево. Напомню, в 50-е годы там жили около трех тысяч человек.
Макарим Латыпов 42 года отработал на Туканском руднике и был награжден медалями «За доблестный труд», «За трудовое отличие», орденом «Знак Почёта», грамотами и значками, юбилейными медалями. Его фотография всегда была на Доске почета. Макарим построил дом, вырастил семерых детей, оставил 11 внуков, 19 правнуков.
Судьба отмерила ему почти 80 лет жизни. Его сын Фаат также проработал на Туканском руднике 41 год машинистом экскаватора, слесарем, токарем, а потом еще несколько лет был сторожем туканской школы.
Добрую память детям, внукам и землякам оставили о себе эти замечательные люди. Их потомки продолжают семейные традиции, чтят память предков, живших в Ермотаево.
Источник:
Сергажина, Г. Чтим память, продолжаем традиции : [участник Великой Отечественной войны М. М. Латыпов из Ермотаево] / Г. Сергажина. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2019. – 14 мая. – С. 6.