Никитины Иван Петрович, Николай Петрович и Григорий Петрович

Вы живы в памяти, герои!

Никитины Иван Петрович, Николай Петрович и Григорий Петрович

Никитины Иван Петрович, Николай Петрович и Григорий Петрович
Никитин Иван Петрович

Миллионы мужественных бойцов защищали нашу Родину на фронтах Великой Отечественной.

А сколько из них не вернулось домой, сколько кануло в безвестность… Но в памяти родных герои продолжают жить – сквозь время, сквозь поколения.

Каждый год ветеран БМК Пётр Никитин присоединяется к акции «Бессмертный полк», чтобы пронести по улицам города портреты победителей – отца и его братьев.

Двое из них возвратились с полей сражений, двое других погибли, и Пётр Иванович долгое время разыскивал хоть какую- то информацию о них.

– Отца, Ивана Петровича, призвали в ряды Советской Армии в 1940 году, начинал служить в Иране, – рассказывает ветеран. – В 42-м попал в плен. Из редких коротких рассказов запомнилось, что пленных в сопровождении немецкой охраны везли в телячьих вагонах. Они не раз умудрялись сбегать: разбирали пол и падали на рельсы. Но все попытки оказывались неудачными. Свободу отец обрёл нескоро: в 1945 году пленных освободили советские войска, в составе которых был и его брат Николай Петрович.

Николай Никитин с 1942-го по 1945-й прошёл путь от рядового до старшего лейтенанта, командовал взводом, батареей. Участвовал в сражениях на Волховском, Сталинградском, 4-м Украинском фронтах. Был ранен, и долгое время находился в госпитале. Среди самых значимых для него наград – два ордена Красной Звезды и медаль «За оборону Сталинграда».

В семье было не принято говорить о войне, поэтому всё, что я знаю, сложилось из обрывков воспоминаний, данных книг памяти, архивов.

Пётр Никитин:
Братья Никитины были призваны в армию из села Узян. Но, когда там установили мемориал участникам Великой Отечественной войны, из четырёх имён на плитах было лишь имя моего отца. Позже я всё-таки добился, чтобы их имена тоже были увековечены на малой родине. А рядом с могилой деда, тоже в Узяне, я установил небольшой памятник, где выгравированы данные всех его сыновей. Как будто они снова вместе.

О Григории и Андрее Никитиных сведения сохранились довольно скудные. Известно только, что служба Григория Петровича началась в 1939-м, когда ему исполнился 21 год, а в 42-м он погиб.

Самый младший из братьев, Андрей, ушёл воевать семнадцатилетним юношей и попал в разведку. По найденной мной информации, он занимался выслеживанием так называемых лесных братьев в Литовской ССР, там же погиб и похоронен.

Никитины Иван Петрович, Николай Петрович и Григорий Петрович
Никитин Николай Петрович
Никитины Иван Петрович, Николай Петрович и Григорий Петрович
Никитин Григорий Петрович

Иван и Николай Никитины жили в Белорецке. Наша семья переехала в город сразу после возвращения отца. Его жизнь неразрывно связана с комбинатом. Он был талантливым кузнецом, работал в гужтранспортном, а затем в автотранспортном цехе, неоднократно награждался за трудовые успехи. Кроме того, на подворье было много скота, а из разных концов города к мастеру приводили ковать лошадей.

Мы, дети, продолжили его дело. Татьяна Немкова, Нина Хрусталёва и Любовь Рябова прославляли цех металлокорда. Татьяна – полный кавалер ордена Трудовой Славы, обладатель ордена Трудового Красного Знамени. Я двенадцать лет работал в фасонно-литейном цехе, долгое время возглавлял детскую спортивную школу БМК. Григорий начинал с шестого цеха, а затем уехал в другой город.

У дяди же после ранения здоровье было хрупким, но, несмотря на это, он не боялся тяжёлой работы: более пятнадцати лет посвятил профессии волочильщика двенадцатого цеха.

Оксана Королёва

Источник:
Никитин, П. И. Вы живы в памяти, герои! : [участники Великой Отечественной войны братья Никитины. Беседа с П. И. Никитиным / записала О. Королева] / П. И. Никитин. – Текст: непосредственный // Металлург. – 2022. – № 26. – С. 9.

Снова вместе

Никитины Иван Петрович, Николай Петрович и Григорий Петрович
П. И. Никитин возле фамильного памятника в Узяне

Историей своей семьи делится ветеран труда и спорта Пётр Никитин.

– Моего отца Ивана Петровича призвали служить в армию в 1939 году, в год моего рождения, – рассказывает Пётр Иванович. – В начале войны ушли на фронт и трое его братьев. Домой вернулись лишь двое: один брат отца погиб, другой пропал без вести. На папу тоже приходила похоронка, но после победы он, к нашей огромной радости, вернулся домой.

Отец редко рассказывал про войну, хотя его фронтовые дороги были необычными. Служить ему довелось пулемётчиком в составе Закавказского фронта в Иране, где находились наши войска, участвовавшие с англичанами в операции «Согласие».

Позже, осенью 1941 года, советские войска были переброшены на Западный фронт.

В 1942 году отец попал в плен. В пути с группой наших солдат ночью разобрал дощатый пол железнодорожного вагона и сбежал, чуть не погибнув под колёсами состава. Немцы сумели их выследить, и отец попал в концлагерь.

Волею случая в составе подразделения советских войск, освободивших пленённых в 1945 году, оказался его брат Николай, с которым он не виделся с начала войны.

Когда в селе Узян в 2010 году открывали мемориальный комплекс памяти землякам-фронтовикам, я побывал там и увидел, что в списках воинов нет братьев отца – Николая, Андрея и Григория. Чтобы внести их имена, пришлось проделать огромный объём работы: я обращался в администрацию поселкового Совета, искал данные в республиканском и российском военных архивах. В 2014 году их имена были высечены на гранитных плитах мемориала.

В память о родственниках в 2017 году на могиле деда и бабушки в Узяне я установил небольшой фамильный комплекс-памятник всех их сыновей. Теперь они снова вместе.

Источник:
Никитин, П. Снова вместе : [воспоминания П. Никитина о своем отце, участнике Великой Отечественной войны И. П. Никитине / записал А. Воробьев] / П. Никитин. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2020. – № 7. – С. 11.