Нуждина Марина Николаевна

Особая закалка

В годы войны Мария Николаевна Нуждина трудилась в горнорудном цехе поселка Тукан. Как и многие сверстники, стремясь помочь родителям, начала работать рано, когда ей было всего 13 лет.

– Мы жили в Тукане недалеко от бункера, куда на лошадях из забоя свозили руду с рудников. Потом железнодорожные составы везли ее в Белорецк. Первое время я убирала пути, чистила стрелки на железной дороге, затем меня приняли в транспортный цех Туканского рудоуправления. Работала там недолго: когда стали объединять участки рудника, управляющий участка «Южный» Петр Рябов направил меня работать туда коногоном. Всю руду на сортировку доставляли в повозках на лошадях, управляться с ними было тяжело, и мастер участка Николай Копытов перевел меня на другую должность – каталем. От забойщиков, которые работали внизу в карьере, конные повозки доставляли гружёные породой вагонетки к подъемнику, а я электрической канатной лебёдкой поднимала их наверх.

– Лето 1941 года было теплым и солнечным, ничто не предвещало войны, и когда 22 июня объявили о вероломном нападении Германии, у всех на душе стало тревожно. Через неделю на фронт стали забирать мужчин. Скоро пришла повестка моему младшему брату Василию, который только что вернулся из армии и побыл дома всего несколько недель. С нашей улицы мобилизовали более двадцати человек, из которых домой вернулся только один. Многим рабочим поселка в 1941 году была дана бронь, потому что забойщики, бурильщики, коногоны были на «передовой» тыла. Старший брат Тарас работал на руднике забойщиком (в армию его не взяли по состоянию здоровья), трудился самоотверженно, каждый раз шел в забой, словно в атаку. За свой труд был награжден орденом Ленина. В Белорецк день и ночь шли составы с железной рудой для металлургического производства, и, провожая взглядом отходящие поезда, мы мечтали, что это поможет скорее разбить фашистов. На отвалах в районе хутора Комарова после смены мы часто учились копать окопы. Но никто не жаловался на трудности, понимая, что это может пригодиться, ведь никто не знал, сколько еще продлится война. После снегопада мы чистили снег на железной дороге, чтобы наша руда безостановочно поступала на Белорецкий завод. Весть об окончании войны принесла нам родственница. Возле управления цеха на митинг собрались все рабочие Южного, Бутаевского, Усольского рудников. Все радовались и обнимались, хотя понимали, что усиленно трудиться придется еще много, и наша руда будет нужна и в мирной жизни.

В 1947 году Мария Николаевна вышла замуж за старшего лейтенанта танковых войск Николая Нуждина, который первым из мужчин поселка вернулся с войны, и скоро в молодой семье родился первый сын. Николай твердо решил, что жена должна воспитывать детей, вести домашнее хозяйство, и Мария уволилась с работы.

В большой и дружной семье Нуждиных выросло пятеро детей – трое сыновей и две дочери. В 1959 году Мария Николаевна была награждена «Медалью материнства», а всего у нее шесть юбилейных медалей, врученных ей как труженику тыла. Сегодня она живет в Белорецке у старшей дочери Валентины. На День Победы в большой гостеприимный дом Нуждиных съезжаются дети Марии Николаевны и 16 внуков.

23 марта Марии Николаевне Нуждиной исполнилось 90 лет.

Источник:
Нуждина, М. Н. Особая закалка : [в годы войны Мария Николаевна Нуждина трудилась в горнорудном цехе поселка Тукан. Беседа с М. Н. Нуждиной / записал А. Воробьев] / М. Н. Нуждина. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2015. – № 13. – С. 4.