Паньков Семен Герасимович

В память о погибшем отце

Эта история похожа на многие истории военного времени, но каждая наполнена своей болью, своей утратой.

Валентина Семеновна Соловьева, наводя порядок в старых бумагах, вновь наткнулась на старую фотографию отца и его письма с фронта. И ей захотелось рассказать немного о нем – всё что помнила сама и знала из рассказов матери.

Паньков Семен Герасимович
Семен Герасимович Паньков

– Родился папа в 1911 году в деревне Лопатово Бижбулякского, района, а мама Татьяна Петровна была на год старше, – начала рассказ Валентина Семеновна. – Здесь мы жили на Шанхае, по улице Доломитной. Папа работал в сталепроволочном цехе, потом ушел в армию. Отслужив срочную, вернулся на завод. Работал хорошо, ответственно, всегда помогал товарищам. А 22 октября сорок первого папа, Семен Герасимович Паньков, ушел на фронт. Добровольцем ушел. Он тогда уже мастером работал, и бронь у него была. Помню, как на станции его провожали… Их много тогда уезжало. Погрузились они в «телячьи» вагоны, (раньше ходили такие грузовые по узкоколейке), а мы все, провожающие, стоим плачем. Папа увидел нас, шапкой всем махал…

– Каково вам было без кормильца?

– Да, плохо, конечно, жилось. Нас ведь трое у мамы осталось; брат Толя с 1932 года, я с 1936 и сестра Люба с 1938. Вот мама работу то и бросила. Выживали за счет огородов, на которых картошку сажали, корову держали, кур. Совсем уж не голодали. Старший брат в тринадцать лет работать пошел, чтобы маме помогать. Пенсию-то маленькую получали, сначала 360 рублей на троих, а потом и вовсе 280, правда, на двоих. Толя сперва при Дворце культуры работал, потом устроился в двенадцатый цех. Да так там всю жизнь и проработал. А еще помогали выжить папины письма, он их часто с фронта присылал. И в каждом с такой любовью, заботой, теплотой обращался и к маме, и к нам. Всех он любил. Соседям всегда приветы передавал, сообщал, что жив-здоров, благодарил за мамины письма.

– Валентина Семеновна, а что потом с Семеном Герасимовичем произошло?

– Погиб наш папа, на мине подорвался. Произошло это 25 сентября сорок второго. Маме как похоронку прислали, ее словно парализовало. Долго она лежала, все плакала. Но потом начала помаленьку успокаиваться, ведь надо было растить нас троих. Так вот и жили, помогая, друг другу, поддерживая.

Сама Валентина Панькова (Соловьева) окончила школу, выучилась на бухгалтерских курсах и устроилась на работу в железнодорожный цех комбината, в 1992 году она ушла на заслуженный отдых с должности начальника бюро ЖДЦ. С мужем, которого она схоронила два года назад, вырастили двух сыновей. А дети подарили им замечательных четырех внуков и правнучку, в которых Валентина Семеновна души не чает. Каждое лето она ждет своих ненаглядных в гости, а они очень часто звонят ей, интересуются здоровьем, заботятся.

– Надеюсь, – говорит Валентина Семеновна, – что еще живы в городе люди, которые знали моего отца. Пусть вспомнят его и других фронтовиков добрым словом.

Из последнего письма на почтовой открытке Семена Панькова с фронта (от 2 сентября 1942 года):

«Здравствуйте мои многоуважаемые супруга Таня и любящие детки: Толичка, Валичка и Любочка! Шлю я вам свой чистосердечный привет! И желаю вам всего хорошего в жизни вашей и доброго здоровия.

Сообщаю вам Таня и детки, что я пока нахожусь жив и здоров, чего и вам желаю.

Таня, письмо от вас получил, за которое чувствительно благодарю, за вашу память, и узнаю, как вы живете, живы, здоровы со всеми детками.

Таня, больше пока писать нечего, передай привет…» (родственникам, друзьям, соседям — ред.).

Источник:
Соловьева, В. С. В память о погибшем отце : [воспоминания об участнике Великой Отечественной войны С. Г. Панькове (1911-1942)] / В. С. Соловьева. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2008. – 8 мая.