Шайдуллина Гадика Зияфутдиновна
Сильна отцовскою любовью
Гадика Зияфутдиновна Шайдуллина даже в 96 лет ни дня не может без работы. Как ни стараются близкие освободить её от домашних дел, она себе занятия находит – чистит снег у двора, гладит белье, ухаживает за цветами. И это после инсульта.
Родилась Гадика Зияфутдиновна в Караидельском районе, в большом селе на восемьсот дворов. Отец, отслуживший 14 лет в царской армии, души не чаял в младшей дочке. Старшие-то появлялись после его редких побывок, без него вставали на ноги. И потому всю нерастраченную отцовскую любовь он обрушил на Гадику: с рук не спускал, повсюду брал с собой, из каждой поездки привозил ей розовый пряник. При этом белоручкой она не росла – в большой семье все должны были трудиться. В школе Гадика проучилась только до четвертого класса. Первая её ответственная должность – нянечка в «детском саду» – в кавычках, потому что этот детский сад организовала её мама для своих внуков, а младшую дочку взяла в помощницы. Девочка каждое утро собирала по селу племянников и вела к себе домой, а вечером возвращала родителям. Уже в то время в сельском детском саду мест не хватало.
Война застала Гадику в колхозе, ей было 22 года. Крепкие мужчины ушли на фронт, в том числе двое её братьев. Она всегда была сильной и ответственной, потому на общем собрании села её избрали бригадиром для работы на огромных полях ржи, пшеницы, гречихи. В бригаду из пятидесяти человек попали и подростки, которых Гадика лично собирала по утрам. Матери будили их: «Давай вставай, сестра пришла». В поле с женщинами выезжали даже восьмилетние дети, чтобы за день заработать две-три ложки муки. Под страхом сурового наказания бригадир организовала горячее питание в поле, чтобы дети возвращались домой сытыми. А страха пришлось натерпеться немало. Зимой сколачивали мужские бригады для работы на лесоповале, Гадика работала вместе с ними, ничуть не уступая в силе и выносливости. Работала до победного.
Один брат Гадики с войны не вернулся. Приехал его сослуживец и рассказал, как тот был тяжело ранен: после боя нашел немецкие часы, показал другу, начал подводить стрелки – и часы взорвались. За жизнь бойца боролись в госпитале, но не спасли. Второй брат вернулся победителем. Началась мирная жизнь, продолжилась работа в колхозе.
В 47-м году в село из Белорецка приехала родственница Гадики и позвала её с собой:
«Работаешь в колхозе – ни хлеба, ни денег, а ты молодая, красивая». Родители не хотели отпускать свою доченьку, плакали, уговаривали остаться, но Гадика решила ехать. Много позже ей рассказали, что отец каждый вечер висел на заборе и смотрел на дорогу – ждал свою любимую дочку. Когда его не стало, Гадике сказали: «Он умер от тоски по тебе».
В ОРСе комбината, где работала переманившая Гадику белорецкая родственница, для крепкой девушки работу нашли сразу – грузчиком… С ней в бригаде работал старик-инвалид и двое подростков. Подходит вагон с сахаром – старик встает на раздачу мешков, остальные носят, а мешки были по 90 килограммов. Так Гадика проработала год. Ей предлагали учиться, но она пошла в прокатку, на сутуночный стан. Перекладывала пластины весом от пяти до пятнадцати килограммов, за смену она могла перекидать полторы тонны. Молодые парни не выдерживали на такой работе, женщины сбегали максимум через год, а она отработала в прокатке двадцать лет! На работу приходила на час раньше, чтобы больше успеть. Лёд на язык – и в пекло. Орден «Знак Почёта» ей вручали на рабочем месте – во Дворец она не пошла, работать надо было.
Медалей у передовика труда было не счесть. Большинство пошли на зеркала. Муж её Хафизян был инвалидом второй группы, не работал. Но руки у него были золотые. В домашней мастерской он отливал зеркала, делал наличники, к рождению дочери построил дом. У них было четверо детей. Главы семьи и троих сыновей уже нет в живых.
С пятидесяти лет Гадика Зияфутдиновна на заслуженном отдыхе. Отдав столько сил производству, она смогла наконец-то полностью посвятить себя семье.
– Я любила работать, и меня любили за труд, уважали, – говорит Гадика Зияфутдиновна. По сути, она была кормилицей в своей семье.
– Берегите близких, – говорит теперь долгожительница. – Друзья друзьями – с ними чаю можно выпить, пошутить. Но за советом обратиться, найти помощь, опереться можно только на родного человека. Родителей берегите, цените братьев и сестер.
У Гадики Зияфутдиновны семеро внуков и шестеро правнуков. Каждый день её навещает дочь.
– Мама сильна отцовской любовью, – уверена дочь Фанюза Хафизяновна. – Как материнская любовь даёт силы, уверенность в себе сыну, так отцовская любовь делает сильными дочерей. Любимые дети по жизни идут смело.
Гадика Зияфутдиновна и сегодня вдохновляет на труд – своих соседей. Посмотрят они в окно: тётя Галя, как они её называют, вышла с лопатой, значит, не время им еще жаловаться на возраст и считать болячки – работа ждёт.
Источник:
Шайдуллина, Г. З. Сильна отцовскою любовью : [беседа с ветераном труда Г. З. Шайдуллиной / записала Е. Разина] / Г. З. Шайдуллина. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2015. – 7 марта. – С. 2.