Терехова (Казармщикова) Александра Ивановна

Женщинам, ковавшим Победу

Этот год для нашей страны знаменательный: 75 лет Победы над фашизмом. Для жителей нашей огромной страны, родившихся в сроковые роковые, эта дата особенно памятна. В первую очередь от того, что наши родители ценой собственных жизней и здоровья ковали победу и на фронтах, и в тылу.

Терехова (Казармщикова) Александра Ивановна

Я появилась на свет в 1941 году и была совсем крошкой, когда мой отец ушел на фронт. Его родители почему-то решили, что сноха с ребенком на руках не может остаться в их доме, и тогда мама ушла к своим отцу и матери. Назад дороги не было, с тех пор я росла с мамой. Именно она и бабушка – две женщины- матери – стали для меня самыми главными людьми в жизни.

Моя мама Терехова Александра Ивановна (в девичестве – Казармщикова) родилась в 1918 году в селе Кага Тамьяно-Катайского кантона. В 1928 году семья переехала в Белорецк, в 1930-м мама, окончив 5 классов, пошла работать, прибавив год к своему возрасту. 12-летняя девочка нянчилась с детьми состоятельных людей, вместе с братом они брались пилить дрова, чистить снег, чтобы принести домой хоть какие-то деньги. В 16 лет она поступает в ФЗУ (фабрично-заводское ученичество) и с 1935 года начинает работать в цехе № 3 сталепроволочного завода канатчицей. Потом ее переводят в только что построенный цех № 5, где мама проработала всю войну.

Как самоотверженно трудилась вся наша страна в те страшные годы, рассказано и написано немало. Победа ковалась в тылу руками женщин и подростков, вставших к станкам и провозгласивших главный лозунг: «Всё для фронта, всё для Победы!» В цехе, где работала мама, производили авиационные канаты. Когда приходил срочный заказ, канатчицы ночевали на рабочем месте, не уходя домой, а готовую продукцию прямо со станков снимали, упаковывали и увозили представители заводов, на которых делали самолеты. Белорецкий завод стал военным, числился под номером 706 и имел позывной «Жемчужина».

Работала мама по 12 и более часов, не было ни выходных, ни отпусков. Все это время со мной, совсем ещё малюткой, была бабушка Ульяна Никитична, которую я часто называла мамой. В моей памяти всё же сохранились обрывочные воспоминания о том времени. Помню, как я ждала маму с работы, а она приносила домой довесочек черного хлеба, который выдавали заводчанам. И вкуснее этого хлеба ничего на свете не было… Как и счастья большего, чем то, что мама дома, с тобой рядом.

Зимой 1943 года завод встал, закончилось топливо. Тогда всех рабочих отправили на заготовку дров. Пилили сосны вручную весь световой день, стоя по пояс в снегу. Но никто не роптал и не отлынивал. Все понимали: это нужно для нашей Победы! Мама проработала в цехе № 5 до 1957 года. За свой труд Александра Ивановна была награждена медалью.

Годы непосильного труда дали о себе знать, и по состоянию здоровья она была вынуждена уйти с завода. Ей дали третью группу инвалидности, но сидеть дома мама не стала. Буквально через год она уже работала санитаркой в медсанчасти СПКП, потом перешла в регистратуру, где трудилась до выхода на заслуженный отдых в 1972 году.

К этому времени я уже выросла, окончила школу, получила высшее образование в Башкирском государственном институте.

Вернувшись в Белорецк, устроилась в школу учителем истории. Будучи секретарем партбюро, много времени уделяла общественной работе. Теперь пришло время моей мамочке воспитывать своего внука, как моя бабушка когда-то воспитывала меня.

Мама прожила 82 года. Её жизнь не назовешь лёгкой, но она из тех женщин, которые никогда не жаловались на трудности и невзгоды. Мама очень любила свою большую семью и дорожила всеми своими родными: родителями, сестрой, братьями. Возможно, она не так много времени посвятила мне, своей маленькой единственной дочери, но как женщина-мать она сделала всё, чтобы наше поколение никогда не узнало ужасов войны, чтобы подростки не вставали у станков, заменяя своих родителей, ушедших на фронт, чтобы в нашем доме всегда было тепло и сытно.

Сколько же наши женщины в годы войны вынесли на своих хрупких плечах! На мой взгляд, лучше поэта Михаила Исаковского об этом и не скажешь.

Русской женщине…

Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою
Твой муж или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все – без конца и без счета –
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе – волей-неволей –
А надо повсюду поспеть.
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают всё ниже,
А громы грохочут всё ближе,
Всё чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась – какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели
У той, у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.

За всё ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой, и ткахой,
Умела иглой и пилой.

Рубила, возила, копала –
Да разве всего перечтёшь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали.
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далёкое имя твоё…

Михаил Исаковский

Источник:
Евдокимова, В. Женщинам, ковавшим Победу : [труженица тыла А. И. Терехова (Казармщикова)] / В. Евдокимова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2020. – 27 ноября. – С. 7.