Титенко Анна Ивановна

Годы над памятью не властны

Годы не властны над памятью, особенно если они пришлись на трудное военное время.

Титенко Анна Ивановна

Подтверждение тому – воспоминания труженицы тыла, ветерана труда Анны Титенко, которой 23 июля исполнилось 85 лет.

Да разве забудешь то время! Я хоть и была одиннадцатилетней девчонкой, но, как сейчас, помню страшную весть о начале войны. Стоял тёплый летний день, и вдруг всё сразу помрачнело, словно улицы накрыло тенью. Люди вполголоса обсуждали услышанное, и становилось понятно, что война, так или иначе, коснётся каждой семьи.

Вскоре многих мужчин с нашей улицы в Нижнем селении стали забирать на фронт. Помню, как, провожая их, плакали жёны и матери, а мы, наивные, были уверены, что совсем скоро наши солдаты разгромят фашистов. Отцу, как опытному специалисту, обмотчику электроремонтного цеха, дали «бронь»: он был нужен в тылу – на металлургическом заводе. В 1942 году мобилизовали в армию моего старшего брата, а год спустя на него пришла похоронка, в которой извещалось, что он убит во время тяжёлых боёв на Украине. Средний брат, как и отец, работающий обмотчиком электродвигателей, рвался в армию – после работы он усиленно занимался в аэроклубе. Прыгал с парашютом. Но на его заявления с просьбой отправить на фронт ему отвечали отказом.

Детство наше быстро закончилось, а юность была опалена войной. Всех школьников, едва им исполнилось 14 лет, отправляли на курсы ФЗО. Я, как мой брат и отец, хотела работать на заводе, и в октябре 1944 года меня приняли на завод № 706 рассыльной в одиннадцатый цех (бывший транспортно-погрузочный ЖДЦ). Все грузы, прибывающие по железной дороге, разгружались вручную. Труд был тяжёлым, и работали здесь в основном заключённые под охраной. Я же с документами бегала по всему заводу. Вскоре меня перевели в цех № 2 кардницей. Мы знали, что из нашей проволоки делают иглы для ткацких станков, на которых шили воинское обмундирование. Нам, вчерашним школьникам, приходилось работать наравне со взрослыми по 12 часов. Причём такая нагрузка, по сегодняшним меркам, и не каждому мужчине под силу. После рабочей смены всё тело болело и ломило. Летом после основной работы приходилось ещё трудиться на полях подсобного хозяйства «Укшук»: пололи свёклу, картошку, капусту, турнепс. Трудно было с одеждой и обувью. Ходили в лаптях, к которым в дождливое время крепили деревянные колодки. Дисциплина была железная: мы боялись опоздать на работу даже на минуту…

После войны условия труда тоже были нелёгкими. Помню, отец как-то пришёл меня наведать в цех в конце рабочей смены, а я даже подойти к нему не смогла, потому что не имела возможности оставить станок. Отец, который трудился тогда мастером, решил перевести меня к себе в электроремонтный цех. Не сразу, но всё-таки дали разрешение на перевод. И я начала постигать азы нового мастерства. Отец и брат здорово помогали мне в этом, я даже дома донимала их расспросами. Так вот и набиралась опыта. Сколько за это время моторов разного размера и назначения перемотала – не сосчитать! Но каждый делали на совесть. Запомнилось, как в 1961 году во время пожара в цехе № 4 сгорело много электрооборудования. Чтобы быстрее запустить цех в работу, перематывая пострадавшие двигатели, мы трудились по 12-14 часов, без выходных. А какие со мной работали хорошие специалисты! Это намотчица катушек Вера Мартыненко, моя ученица Валентина Сулимова.

На протяжении своей трудовой жизни Анна Ивановна была передовиком, ударником производства, признавалась победителем местных и всесоюзных социалистических соревнований. Двадцать её рацпредложений были внедрены в производство. В копилке Анны Ивановны немало трудовых наград и благодарностей, но на особом месте – медаль «за доблестный труд в годы ВОВ 1941-1945 года».

Источник:
Титенко, А. И. Годы над памятью не властны : [беседа с труженицей тыла А. И. Титенко / записал А. Воробьев] / А. И. Титенко. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2015. – № 30. – С. 2.