Когда ешь из одного котелка, или Как армия сплачивает (разведчики в запасе Р. Адельмурдин и Д. Капитонов)

Разведчики в запасе Ратмир Адельмурдин и Дмитрий Капитонов во время прохождения срочной службы в рядах Вооружённых Сил России освоили практически все виды оружия в их частях. В мирное время парни работают, ведут здоровый и активный образ жизни, вносят большой вклад в военно-патриотическое и спортивное воспитание подрастающего поколения.

Когда ешь из одного котелка, или Как армия сплачивает (разведчики в запасе Р. Адельмурдин и Д. Капитонов)
Ратмир Адельмурдин и Дмитрий Капитонов

Казалось, совсем недавно они сами были беззаботными мальчишками, а теперь уже подают пример сегодняшним сорванцам. Накануне мужского праздника мы побеседовали с разведчиками запаса.

Ратмир рос обычным мальчишкой, но с самого детства был приучен к спорту. Увлекался лыжными гонками, тхэквондо, дзюдо, но больше всего любил футбол. Сначала он учился в школе № 10, а после переезда семьи в посёлок Косогорный перевёлся в восьмую.

Окончив её, поступил в 26-е училище на сварщика.

Когда ешь из одного котелка, или Как армия сплачивает (разведчики в запасе Р. Адельмурдин и Д. Капитонов)
Ратмир Адельмурдин

Пришло время, в 2006-м юношу призвали в армию. Ратмир Адельмурдин так вспоминает те годы:

– Желание служить всегда было, да и не принято у нас было «косить от армии» или «гаситься». Нас с детства приучали к тому, что юноша должен выполнить свой долг перед Родиной. Поэтому тут без вопросов и разговоров! Мечтал я служить в ВДВ, а попал в учебный центр Еланского военного гарнизона под Екатеринбургом. После полугодовой учебки нас разбрасывали по военным частям. Мы эшелоном отправились в Екатеринбург.

По прибытии в 34-ю мотострелковую дивизию все разместились в актовом зале, где офицеры набирали в свои команды новобранцев. Мы сидели с Николаем Фоминым, товарищем из Перми, наблюдали за происходящим. Увидели военнослужащих, на шевронах у которых была изображена летучая мышь. Тут Николай предложил: «Давай к ним попросимся, в разведку!» Я согласился. Так я оказался в 133-м отдельном разведывательном батальоне при 34-й дивизии.

Да, армия – не курорт. Ежедневная зарядка, постоянные марш-броски, пробежки. Спорту уделяют особое внимание. Учили нас тактико-техническим характеристикам и стрельбе из разных видов оружия: снайперских винтовок, пулемётов, автоматов, всевозможных пистолетов. Учили водить и боевую технику: БТР, БМД, БРДМ и даже танки.

Жили мы в основном в полях, находились на регулярных учениях. В казармах появлялись редко. Помню, зимой 2007-го под Екатеринбургом проходили у нас учения совместно со спецназом ГРУ из города Асбеста. Были моменты, когда мы в наблюдении в сугробах лежали по 2-3 часа, не дёргаясь. Изучали противника. В ходе учений мы показывали друг другу свои навыки. А после собрались большой дружной компанией у костра, познакомились, рассказывали о себе. Ночевать нам пришлось в тентованных кузовах грузовых «Уралов», спали штабелями. До того момента я даже не думал, что можно вот так зимой спать, но, уложившись поплотнее, мы даже не замерзли. Вот что значит братское солдатское плечо. Сплочённая команда тогда получилась.

Запомнилась и сдача нормативов на оливковый берет. В наших подразделениях есть «Тропа разведчика» со множеством препятствий, которую нужно преодолеть на время. После марш-броска приходилось по ночам отстирывать и штопать форму, чтобы утром на построении быть чистым и опрятным. Некоторые ребята травмы получали, царапались о колючую проволоку, форма рвалась, реально пропитываясь потом и кровью. Это была проверка силы, выносливости и характера. Заветный берет мы получали с чувством гордости, у кого-то даже слёзы на глазах были в тот момент.

Разведчики должны уметь действовать в любой обстановке, потому мы осваивали, к примеру, прыжки с парашютом с самолёта. Это тоже незабываемое чувство. Честно скажу, в первый раз так быстро пролетают эти минуты, что просто не успеваешь ничего понять. Осознание приходит с третьим и последующими прыжками.

Мне не довелось участвовать в настоящих боевых действиях. Хотя в 2008 году во время грузино-абхазского конфликта из нашей дивизии туда уезжала сводная рота. Тогда я был сержантом, нас оставили, чтобы ходить в караулы и наряды.

Стараюсь и сейчас поддерживать связь с сослуживцами. Тогда мобильных телефонов особо не было, поэтому мы писали адреса и номера телефонов в блокноте. Жаль, что мой блокнот потерялся, поэтому стараюсь искать парней через социальные сети. Вообще, армия – это хорошая школа жизни, не зря говорят, что туда уходят мальчишки, а возвращаются мужчины. После службы я стал по-другому смотреть на жизнь, да и сам изменился, повзрослел что ли… — завершает рассказ Ратмир Адельмурдин.

Ему, как и многим другим солдатам, предлагали остаться на службе по контракту. Но молодой человек решил сначала съездить домой, повидаться с родными. Вскоре он нашёл в Белорецке работу, и желание вернуться в войска пропало.

Когда Денис Валитов создал общественную организацию воинов-разведчиков запаса «Дозор», Ратмир стал активным её участником. Разведчики уже провели множество благотворительных мероприятий, были шефами специализированого Дома ребёнка. Они постоянные участники парада Победы и легкоатлетической эстафеты на призы нашей газеты; проводят в школах уроки мужества и занимаются военно-патриотическим воспитанием подростков.

Именно в «Дозоре» знакомятся друг с другом белорецкие разведчики. Так было и с Дмитрием Капитоновым, который присоединяется к нашему разговору.

Когда ешь из одного котелка, или Как армия сплачивает (разведчики в запасе Р. Адельмурдин и Д. Капитонов)
Дмитрий Капитонов

– Учился я в 16-й школе, потом на электрика в 25-м лицее, успел поработать на Белорецком металлургическом комбинате, поступил в наш филиал МГТУ, – говорит Дмитрий. – Пришло время – пошёл в армию. «Откосить» не пытался, правда, и не рвался туда сломя голову. Относился к этому ровно: надо – значит, надо. Приписан я всегда был к ВДВ. После окончания университета, в весенний призыв я должен был отправиться на службу, но по каким-то причинам отправку отменили, о чём мне сообщили именно в этот день. Впереди у меня было целое лето. Пошел работать на комбинат, а осенью вновь призвали и сказали, что буду служить в специальных секретных войсках. Из Белорецкого района нас было пятеро: четыре парня из города и один – из Каги. Потом в Уфе одного из нас забраковали, а мы вчетвером так и остались в одной части, только в разных взводах. Служил я в 2008-2009 годах тоже в Екатеринбурге, в 32-м военном городке, 125-м командно-разведывательном центре.

Служба запомнилась многим. Подтверждаю слова Ратмира про усиленное внимание армии к спорту. Как у нас тогда шутили: «Что ни отдых, то активный, что ни праздник, то спортивный».

Армия даёт не только хорошую физподготовку, но и прививает чувство товарищеского плеча и чувство локтя. Там нет такого, что каждый сам за себя. Даже на пробежке те, кто прибежал первым, ждут последних, как правило, в упоре лёжа (раз сила есть – будете отжиматься), – вспоминает с улыбкой боец. – Каждый месяц были учебно-тренировочные выезды на полигоны, проводились стрельбы. Интересно было первые полгода, потом уже надоела вся эта грязь, бесконечная стирка формы и чистка оружия. Зимой было ещё сложнее: плотно одетый в бушлат, ватники, на ногах валенки, да еще полное обмундирование (вещмешок, бронежилет, автомат, сфера) – и во всём этом ты ползёшь по сугробам в минус тридцать. Стреляли, бегали. Кстати, попал я в автомобильный взвод, поэтому тоже пришлось вплотную общаться с разной техникой. В моём ведении находился дежурный автомобиль, так что поездить пришлось немало. Сослуживцы уходили в увольнительные и стремились посмотреть город, а мне хватало того, что видел во время поездок на своей «дежурке». Так что за год службы я не взял ни одной «увольняшки».

Хочу донести до новобранцев, что в службе ничего страшного нет, просто надо быть самим собой и не быть эгоистом. Армейское общество заметно отличается от гражданского, там все маски срываются быстро. И становится ясно, кто и что из себя представляет. Мне приходилось командовать отделением и быть замкомвзвода. Сержант – это как бы прослойка между солдатами и офицерами, поэтому ты усмиряешь, успокаиваешь, разговариваешь, а порой просто приказываешь солдатам. Конечно, случались и конфликты, даже между нами – земляками. Люди ведь все разные… Но я до сих пор стараюсь со всеми сослуживцами поддерживать связь. Кстати, двое из них сейчас живут в Магнитке, один переехал в Сибирь.

Из армейских будней запомнились командировки в расположение 12-й (в Асбесте) и третьей (в посёлок Рощинский Самарской области) бригад спецназа. Увидел, как там служат ребята, сравнил. Вышло, что везде условия похожие, мы всё делали сами, без всяких стиральных машин и других приспособлений.

Молодёжи могу сказать одно: надо идти служить! Это жизненный опыт, это новые знакомства и друзья, это незабываемые впечатления. Тем более что год службы – это мало. Боец только начинает во всём разбираться, а тут – дембель! — уверяет Дмитрий Капитонов.

День защитника Отечества парни встретят в кругу семьи и друзей, а накануне совершат очередное восхождение на одну из белорецких вершин, что стало у «Дозора» уже доброй традицией, как и другие походы и летние сплавы. Они поздравляют всех причастных с праздником и желают здоровья и благополучия.

Источник:
Адельмурдин, Р. Когда ешь из одного котелка, или Как армия сплачивает : [беседа с разведчиками в запасе Р. Адельмурдиным и Д. Капитоновым / записала Н. Борисевич] Р. Адельмурдин, Д. Капитонов. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2022. – 18 февраля. – С. 5.