Мы служили в восьмидесятые (Ю. Гридневский проходил службу в морских частях погранвойск КГБ СССР)
23 февраля Россия празднует День защитника Отечества. В этот день принято чествовать всех мужчин, но особые слова поздравления всегда адресованы тем, кто служит или служил в рядах Российской армии.
Вопрос: «Служить или не служить?» – перед ребятами 80-х годов не стоял. Скорее переживали те, кто по тем или иным причинам не подлежал призыву. Практически никто не рассматривал военный призыв как повинность. Служба в армии – почетная обязанность, которую нужно заслужить: отменным здоровьем, хорошими оценками в школе, идеальной характеристикой. Юношеский максимализм, недостаток адреналина и жажда подвигов – вот что во многом определяло выбор молодых людей.
Рассказывает белоречанин Юрий Гридневский:
– В советское время, отправляясь по направлению военкомата на обучение по военно-учетной специальности «Водитель» в школу ДОСААФ, призывники со спокойной душой проходили курсы, которые длились несколько месяцев. Все понимали, что подготовка к армии – дело государственной важности. Вот и я при первой возможности поступил в автошколу. Надо сказать, что наш набор проходил обучение по более интенсивной и углубленной программе. Обычно на курсах отсутствует такой раздел, как изучение устройства автомобиля. Это сделано в расчете на то, что на «гражданке» техническое состояние автомобиля водитель может контролировать, обратившись в службы автосервиса. Но в суровых армейских условиях, к которым готовили нас, шофер должен рассчитывать прежде всего на себя, поэтому в конструкции вверенной транспортной единицы ему нужно хорошо разбираться.
Как правило, призывники не знают, в какой военной профессии они могут успешно приложить свои умения и знания, им сложно бывает выбрать, где хотелось бы служить, ведь существует столько разных видов и родов войск: от традиционных сухопутных и Военно-морского флота до элитных воздушно-десантных. Однако везде есть одна совершенно необходимая профессия – водитель автомобиля или другой военной техники. И это мы тоже прекрасно понимали.
Я до сих пор помню день, когда получил повестку. Это было 17 марта 1986 года. В это время я проходил практику на металлургическом комбинате после окончания ПТУ № 26 по специальности сварщик.
Призвали меня в погранвойска, что стало предметом гордости: защищать границы Родины всегда было делом почетным. На сборном пункте в Уфе мы провели несколько дней в ожидании «покупателей», то есть военных, которые прибывают непосредственно из воинских частей за новобранцами. И вот я узнаю, что попал в морские части погранвойск КГБ СССР, что уже тогда показалось мне очень значительным. Мы отправились в Латвию, непосредственно в Ригу, столицу союзной тогда республики. Оттуда нас перекинули в учебный пункт, который располагался в двухстах километрах, там предстояло пройти необходимую для службы подготовку, которая включала не только физические занятия (марш-броски, стрельбу), но и как будущие защитники границы мы должны были быть политически подкованными, потому немало времени уделяли политинформациям. Так началась моя воинская служба.
Пришлось привыкать к новому быту. Конечно, после домашней еды было очень сложно переходить на военный рацион. Не кривя душой, скажу, что скучали мы по вкусностям. Но это не самое сложное!
По завершении учебки водители должны были показать свое мастерство во время марш-броска, за которым пристально наблюдали командиры, оценивая наши навыки. Все необходимые упражнения я выполнил на отлично (сумел продемонстрировать высокий класс вождения) и на первых порах меня на автомобиле УАЗ прикомандировали к штабу. А далее – в автомобильную роту обеспечения кораблей, которые выходили на охрану государственной границы на несколько месяцев. Здесь всё было очень серьезно.
Контролировали мы заход иностранных судов в порт Риги (а в то время уже заговорили о терроризме). В 1988 году довелось охранять правительственные машины, когда с визитом в Латвию прибыл Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв. Помню, мы это воспринимали как почётную миссию.
По служебным делам я часто бывал в Риге, где находился штаб пограничного округа. Этот красивый старинный город поражал своей европейской чистотой и порядком, мощеными улочками и средневековыми зданиями. После нашего маленького уральского городка Рига казалась просто сказочной. Но уже в то время мы, солдаты-срочники, чувствовали враждебное отношение национальных группировок, которые считали русских оккупантами. Так что передвигались по городу только группами и в сопровождении командиров.
Да, надо отметить, что срок службы в этих войсках был три года. Когда еще только ехали на службу, задали вопрос, как будем служить, на что командир отшутился: «Служить два года!» Но не успели мы обрадоваться, как он добавил: «И год еще дембеля ждать».
Некоторых это напугало. Слишком уж долго! Кое-кто заговорил о том, что лучше подать рапорт об отправке в Афганистан, где тогда шла война, там ведь два года служить надо было. Правда, тема эта была закрытой, мы, вчерашние пацаны, мало что знали и понимали в той ситуации. Но командир, который знал лучше нас, что происходит там, на Востоке, даже не захотел смотреть на наши рапорты. Только предупредил, что потом сами благодарить его будем…
Конечно, ждать парня три года из армии было сложно, и многие девушки выходили замуж, но мы считали, что это значит – не судьба.
Что мне дала служба в армии? Этот вопрос я неоднократно задавал себе сам, и ответы быстро находились. В армии я по-настоящему осознал, что такое ответственность – и перед страной, и перед сослуживцами, и перед своей семьей. Стал больше ценить время, которого катастрофически не хватает. В армии нас научили смотреть на вещи с разных сторон, выслушивать разные мнения, не принимать поспешных и глупых решений, уметь признавать свои ошибки. Там быстро идет выработка мужских качеств. Сразу видно, чего стоит человек, проявляется его характер. В наше время никто не отлынивал от армии, и я до сих пор убежден, армия – школа мужского выживания и умение преодолевать трудности. Это главное, чему я научился и что помогает мне всегда. К тому же водительская профессия стала моей стезёй. Всю жизнь я провел за рулем.
А еще в армии я познакомился со многими хорошими людьми, которые со временем стали настоящими друзьями. И воинское братство осталось на всю жизнь. Когда разъезжались по домам, то прощались со слезами, как будто с настоящей войны возвращались. К сожалению, спустя три десятка лет, с сослуживцами я не встречаюсь, правда, сначала мы переписывались, а теперь созваниваемся. Воспоминания остались навсегда.
Будущим призывникам я желаю мирной и спокойной службы, чтобы они прошли этот путь достойно. А всех, кто служил, поздравляю от всей души и желаю мира, добра и здоровья.
Источник:
Гридневский, Ю. Мы служили в восьмидесятые : [Ю. Гридневский проходил службу в морских частях погранвойск КГБ СССР. Беседа / записала Т. Нарушевич] / Ю. Гридневский. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2021. – 23 февраля. – С. 3.