Он выбрал море (белоречанин М. С. Кондаков служит на Черноморском флоте уже много лет)
Белоречанин Максим Кондаков служит на Черноморском флоте уже много лет.
– Максим, расскажи о себе и своей семье.
– Я родился 27 марта 1982 года в Белорецке в семье рабочих. В 1985 году наша семья переехала на родину отца, в деревню Бурново Бирского района. А в 1992 году вернулась на прежнее место жительства в город Белорецк.
В 1988 году я поступил в Бурновскую среднюю школу. После этого мне довелось поучиться в нескольких школах нашего славного города металлургов: сначала немного в школе № 14, затем в школе-гимназии № 17, после этого пару лет в школе № 13 и, наконец, девятый класс я заканчивал в школе № 15. В 1997 году, после окончания 9-ти классов, поступил в Профессиональный лицей № 25. В 2001 году окончил его с присвоением специальности «техник-технолог обработки металлов давлением». Одновременно с прохождением преддипломной практики с апреля по июнь 2001 года работал в канатном цехе № 17 ОАО Белорецкий металлургический комбинат, по профессии машинист по навивке канатов третьего разряда. Годик даже довелось проучиться в Белорецком филиале МГТУ им. Носова. Сейчас учусь в ЧВВМУ им. П. С. Нахимова по специальности судоводитель.
Семья у нас большая: мама Елена Владимировна Гололобова родилась и живёт в Белорецке. Сейчас она пенсионер; папа Сергей Георгиевич Кондаков родился в деревне Бурново. Умер в 1992 году. Похоронен на своей малой родине, в деревне. Отчим Сергей Иванович Гололобов. Сестры Екатерина Наумова и Ольга Евстигнеева Ольга. Брат Дмитрий Гололобов, был ещё один брат – Александр, но он погиб в 2005 году.
Жена Маргарита, родилась в городе Севастополь, Республика Крым. Там же в 2011 году родилась и наша дочка Ксения.
– Как сложилась твоя жизнь после учёбы и как ты попал на флот?
– С июня по ноябрь 2001 года я работал подсобным рабочим на строительном объекте ЧП «Белова Г.В.» (строил торгово-административное здание по улице Луначарского).
А 10 ноября 2001 года меня призвали на службу по призыву. В январе 2002 года после прохождения курса молодого бойца был распределён на сторожевой корабль «Пытливый» Черноморского флота. В августе 2003 года заключил контракт и продолжил службу на «Пытливом». В ноябре 2003 года уволился по собственному желанию.
Затем работал в канатном цехе № 3 ОАО «БМК» намотчиком проволоки третьего разряда. С декабря 2004 года по март 2011 года работал в цехе легированной проволоки № 11 водителем электро- и автотележки второго разряда.
– А потом море потянуло обратно?
– Можно сказать и так. С мая 2011 года и по сей день я снова на флоте. В настоящее время моя должность – старшина команды боевого информационного поста. Служу в звании главный корабельный старшина.
Служба на корабле лёгкой не была никогда. Я не в плане каких-то физических сверхнагрузок. Как раз наоборот, физподготовкой мы занимаемся, в отличии от той же морской пехоты, не так много. Основной упор у нас идёт на голову. Очень много надо знать. Помимо всяческих инструкций и Уставов, нужно знать свою материальную часть. А это нарабатывается годами. В большинстве своём техника сложная и, учитывая 30- тилетний возраст корабля, капризная. Не всех допускают к несению вахты с оружием. Я допущен. К дежурству по низам, например. Основная сложность в том, что в замкнутом пространстве заперты 200 человек, и у каждого из нас свои желания, проблемы и претензии на личное пространство. Как-то приходится уживаться. Не обходится и без конфликтов, как и в любом коллективе. Но здесь они быстрее утрясаются. Все понимают, что сегодня ты с товарищем поссорился, нахамил ему, а завтра он тебе жизнь спасёт.
– Что входит в твои обязанности старшины команды боевого информационного поста?
– От меня зависит безопасность плавания корабля. Надо рассчитать курс и скорость встречных кораблей и как безопасно с ними разойтись. Иногда при опасном маневрировании счёт идёт на секунды. Ну и плюс, это всё нужно задокументировать, составить отчётные схемы.
«Пытливый» – хороший корабль, ходкий, манёвренный. Сторожевые корабли проекта 1135 «Буревестник» были самыми массовыми. И даже сейчас, корабли, сходящие со стапелей («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен») это лишь модификации 1135.6
– А помнишь свой первый выход в море?
– Если честно, не помню. Их уже столько было. Было это примерно весной 2002 года. Но было всё как положено: посвящение в моряки-надводники посредством выпивания морской воды из плафона, с торжественными речами командира и напутственным крепким словцом от замполита.
А вот в марте-июле 2003 года я впервые вышел в океан. Индийский океан встретил нас тогда неласково. Помотало. Тогда я первый раз узнал, что такое невесомость. В тот год мы впервые за много лет вышли в Индийский океан. Нужно было показать янки, что наш флот ещё жив и есть ещё корабли, способные им противостоять. Они тогда как раз начали операцию в Афганистане.
– У всех есть свои традиции, приметы и суеверия. Каковы они на море?
– Есть на флоте такая традиция: встречать корабли, пришедшие с боевой службы, дальнего похода, одиночного плавания, в общем с моря, жареным поросёнком. Если жив корабль – значит уже победители, враг-то не вернулся домой. Даже в годы Великой Отечественной не нарушали эту традицию.
Нельзя в море выходить по понедельникам. Особенно в дальние походы.
Нумерация обнаруженных целей. Ни в одном вахтенном журнале не найдёшь цели под номером 13.
Еще Пётр I приказал на корабли женщин не брать, а если и брать – то по количеству экипажа, дабы никому обидно не было. До сих пор соблюдается. Хотя в иностранных ВМС женщины уже давно служат на кораблях. В Турции это обычное дело, а в США уже даже транссексуалов берут на корабли. Я надеюсь, что я до такого не доживу. Но у каждого нашего корабля есть невеста.
– Максим, что запомнилось больше всего за годы службы?
– Даже и не знаю, что сказать… Поначалу всё было в диковинку, а сейчас естественно вошло в привычку. И некоторые вещи, которые когда-то казались необычайно интересными и занимательными, сейчас видятся обыденными и само собой разумеющимися. Наверное, самое яркое впечатление всё-таки море. Открытое море. Оно живое, дышит, двигается. Постоянно двигается, никогда не останавливаясь. И ночью, безлунной, но звёздной, выходя на верхнюю палубу ты как будто попадаешь в космос. Границы между морем и небом не существует, её не видно. Звёзды, мириады звёзд отражаются в море, и возникает ощущение, что ты в космосе. Вот этого точно не забудешь никогда.
– Спасибо! С праздником и успешного возвращения домой!
Сейчас Максим Кондаков находится на боевом посту в Севастополе. Но совсем скоро их экипаж отправится в Сирии, в «горячую» точку, где они уже дважды побывали.
Безусловно, всего, что там происходит он не имеет права рассказывать.
Источник:
Кондаков, М. С. Он выбрал море : [белоречанин М. С. Кондаков служит на Черноморском флоте уже много лет. Беседа / записала Н. Борисевич] / М. С. Кондаков. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2016. – 30 июля. – С. 5.