Урок мужества от разведчика (активистом общественной военно-патриотической организации разведчиков запаса «Дозор» М. Осокин)
Общественная военно-патриотическая организация разведчиков запаса «Дозор» появилась в Белорецке около пяти лет назад. Бравые ребята, отслужившие в войсках, которые в российской армии по праву считаются элитными, вновь ринулись в бой. Только теперь он проходит в мирных целях и направлен на работу с подрастающим поколением.
В ходе месячника оборонно-массовой, военно-патриотической и спортивной работы «дозоровцы» провели более десятка уроков мужества в школах города и района, рассказывая ученикам о солдатских буднях, демонстрируя маскировочные костюмы и макеты боевого оружия. Разведчики предлагают ребятам выполнить спортивные упражнения или решить интеллектуальные викторины. Встречи проходят в дружеской обстановке, учащиеся и детвора с интересом слушают гостей, задают вопросы, примеряют обмундирование.
Часто на этих уроках и других общественных мероприятиях можно встретить и героя нашей публикации, активиста «Дозора» Максима Осокина.
В канун праздника настоящих мужчин, защитников Отечества мы встретились с Максимом.
– Я родился и вырос в Узяне, там же окончил школу, – рассказывает воин запаса. – Потом поступил в 25-й лицей и получил профессию сварщика. После практики устроился на Белорецкий металлургический комбинат по своей специальности. С детства увлекался спортом, какой был доступен в нашем селе. Стараюсь и сейчас держать себя в хорошей физической форме, к чему призываю всех. От военкомата я отучился в автошколе ДОСААФ, получил военно-учётную специальность водителя. В ноябре 2004-го меня призвали в армию. Как и все новобранцы, сначала был в учебке. В Еланском окружном учебном центре (это в Свердловской области) выучился на механика-водителя БТР. Потом по распределению нас направили на Кавказ, где следующие полтора года я служил в разведроте, сначала на БТР, потом – на грузовом «Урале».
– Как проходили армейские будни?
– Наш пункт находился в Волгоградской области, в городе Камышине, а в командировки мы ездили на полигон Дарьял во Владикавказ, там проходили горную подготовку.
Вспоминаю случай, когда только прибыли в часть и толком не знали, что попадём в разведроту. Подходят к новобранцам офицеры, смотрят документы и забирают с собой. Мы втроём были из одной учебной роты и старались держаться вместе. Сержант с летучей мышью на шевроне посмотрел наши документы и ушёл. Так почти всех ребят разобрали, а мы – несколько человек – всё стоим на плацу. Тут к нам идёт старший прапорщик Лесников (он был старшим техником разведроты) и интересуется, кто мы по профессии.
Рядом со мной стоял земляк, учалинец Радик Лутов, отвечает, что он водитель, Миша Анненко из Саратовской области вроде плотником был, а я ответил, что сварщик. И тогда прапорщик сказал слова, которые я запомнил на всю жизнь: «Вы здесь солдаты, механики-водители БТРов, и не надо говорить о своих других профессиях, иначе не попадёте в разведку». Интересный подход… Он нас все-таки забрал, так и оказались мы в разведке. И вышло так, что полтора года я прожил в армейской палатке. Надо сказать, что это хорошо закаляет, особенно в холодное время года, если дневальный забудет подкинуть дров в буржуйку или, наоборот, лишнего бросит. Летом стенки этих огромных казарм-палаток заворачивали для проветривания, зимой – окапывали снегом, чтобы сохранить тепло внутри. Если подразделение снимали на учебно-боевой выход, мы своё жилье быстро разбирали, грузили и на новом месте разворачивали лагерь. Скучать не приходилось – движуха постоянная! К тому же каждое воскресенье посвящали занятиям спортом, проводили различные состязания.
Замечу, что кормили нас отлично. На выходы выдавали сухпай. Вы будете смеяться, но в армию я уходил — 60 килограммов, а вернулся – 75. Армейские будни и сейчас вспоминать весело. Как говорил наш старшина, разведчик должен стрелять, как ковбой, и бегать, как его лошадь. Так оно и было: стреляли много, бегали – тоже. Мне посчастливилось, ведь стрельбы были только учебными. В реальных боях я не участвовал, но учебной подготовки было предостаточно. В то время заканчивалась вторая чеченская кампания, и контрактники, служившие в нашей роте, много всего рассказывали, показывали и готовили на случаи нештатных ситуаций. Всё-таки разведка должна быть всегда впереди, поэтому до нас старались донести всё то, чему сами научились, чтобы не подвергать людей опасности. Много нужной и полезной информации мы тогда получили, умели обращаться с разными видами оружия и техники. И никаких эксцессов во время службы у нас не было.
Помню, как мы сдавали норматив на оливковый берет: марш-бросок на 60 км в полной боевой экипировке (это порядка 30 кг) нужно было преодолеть за 13 часов. Мы сделали это за одиннадцать.
За время службы я ни разу не был в отпуске, потому что служил в наряде антитеррора. Часто писал письма домой, бабушки их сохранили. Дни летели быстро…
– Я так понимаю, что дедовщины у вас не было…
– Нет! Какая тут может быть дедовщина? Рядом – горячая точка, у тебя штатное оружие всегда под рукой. Мы за теми же дровами ходили все вместе. Единственная поблажка: старшие по призыву ребята реже убирались. Но и за нас потом молодые выполняли такие обязанности. Это нормально. Все полтора года мы находились в боевой готовности.
Время было неспокойное, потому жили дружно. А как иначе уходить на задание?
– Не было желания остаться служить по контракту?
– На тот момент зарплата контрактника была 4500 рублей, я на заводе сварщиком получал больше. Сейчас, конечно, ситуация изменилась. Были ребята, которые остались, через пару-тройку лет они уже выйдут на пенсию. Есть и такие, кто до сих пор борется с терроризмом. Со многими сослуживцами общаемся, иногда встречаемся. Военная дружба крепкая.
– Как сложилась жизнь после службы?
– Вернулся домой осенью 2006-го. Устроился в 12-й цех БМК волочильщиком. Позже вернулся к своей профессии и работал вахтовым методом на Севере.
– Максим, ты один из активистов организации «Дозор».
– Да, с военными разведчиками запаса мы проводим в школах уроки мужества, классные часы, организуем всевозможные спортивные мероприятия и всегда сами участвуем в городских. Есть у нас и свои традиции, например, поход в горы, обязательно организуем его 23 февраля. Пользуясь случаем, передаю привет всем разведчикам запаса, кто по каким-то причинам еще не участвует в жизни нашей организации. Присоединяйтесь, скучно у нас не бывает!
– На разных мероприятиях с тобой рядом супруга и дети. Расскажи о своей семье.
– После армии я долго не гулял, а всерьёз занялся своим будущим, создал семью. С супругой Евгенией мы познакомились на комбинате. Она у меня не только прекрасная работница, а еще спортсменка, легкоатлетка. Мы растим двух сыновей Павла и Ивана.
– Знаю, что ты ещё пчеловод. Откуда такая тяга?
– Это всё из детства. Ещё в школе у нас был учитель истории, который занимался пчёлами, и мы регулярно помогали ему грузить для перевозки ульи, изготавливать для них рамки. Я долго не решался, но вот уже два года вплотную занимаюсь пчеловодством самостоятельно. Вроде получается, сейчас ждём весны, чтобы начать свой третий сезон.
Пасека у нас в Узяне, раза три за сезон мы меняем место дислокации. Когда цветёт липа, стоим в горах, потом перемещаемся в степи на гречиху и подсолнечник.
– Что бы ты пожелал защитникам в мужской праздник?
– Здоровья, взаимопонимания со своими любимыми, а еще – усердия и достойной службы на благо Родины, даже если на гражданке. Не стоит забывать, что каждый из нас отвечает за себя и свою семью, за свой край, его историю и будущее.
Лично мне армия дала хорошую физическую подготовку, закалила и сделала стойким дух, научила бороться со страхами, выработала упорство, уверенность в себе, выносливость. Я – патриот своей Родины и горжусь подвигом нашего народа. Поэтому стараюсь на уроках мужества передать и научить этому школьников. Ребята, занимайтесь спортом, это обязательно вам пригодится в будущем.
Источник:
Осокин, М. Урок мужества от разведчика : [беседа с активистом общественной военно- патриотической организации разведчиков запаса «Дозор» М. Осокиным / записала Н. Борисевич] / М. Осокин. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2021. – 23 февраля. – С. 1, 4.