Горжусь своим батальоном (А. В. Журба)

Андрей Журба рос обыкновенным советским мальчишкой, учился в восьмой школе. Окончив ее в 1984 году, поступил на оператора-вальцовщика горячего проката в училище № 35. Правда, за годы учебы прошла реорганизация, и Андрей выпускался уже из 25-го училища. После устроился на Белорецкий металлургический комбинат. Ни в школе, ни в ссузе у парня даже не возникало мысли «откосить» от армии. Такое было воспитание советских юношей. Поэтому, когда Андрея в 1987 году призвали в ряды Вооружённых Сил, он ни капли не сомневался. Как и полагается, первые полгода он провёл в «учебке».

Горжусь своим батальоном (А. В. Журба)
А. Журба

– Нас тогда с Башкирии много уходило, были со мной и белоречане, – начинает разговор Андрей Витальевич. – Прибыл я в Кушку (она тогда считалась самой южной точкой Советского Союза), что на границе с Афганом, где полгода проходил службу в учебном подразделении разведывательного батальона. А в мае 1988-го нас отправили в Афганистан.

– Что вы тогда почувствовали, ведь боевые действия были в разгаре?

– А мы уже знали, когда из Уфы наш состав отправлялся, народу много тогда ушло. По пути следования вагоны отсоединялись, пограничники – в Тахта-Базаре. Много «учебок» там было. Мы вот так до Кушки добрались. Первое время непривычно было видеть сопки после наших лесов, климат совсем другой – в ноябре у нас холод и снег, а там – тепло. Привыкли… Да и думать особо некогда было, гоняли нас, как сайгаков, готовили к любой непредвиденной ситуации. Наш командир роты Магомедов уже прошёл Афган, взводный наш тоже побывал там. Они знали, чему нас учить, потому и гоняли, всегда немного шутя, что главное – научиться хорошо стрелять. Чувствовалась и поддержка земляков, из Белорецка в разведроту попали я, Радик Азнагулов, Олег Ячменёв, Андрей Дёмичев. Хоть и служили в разных взводах, общались не часто, но всё же… Пробыл я в Афганистане по январь 1989-го, служил в 180-м стрелковом полку, разведвзводе первого батальона. Потом уже нас расформировали, дослуживали кто где. Я вот в Белоруссии.

– Чем запомнились годы службы?

– Сложностей особо не было, ко всему привыкнуть просто надо было. Тяжело было морально, особенно первое время: непривычно, не знаешь, чего ждать, что берёшь, что несёшь… надо быстро сообразить. Тогда уже готовились к выводу наших войск с территории Афганистана, конечно, высшие эшелоны власти и командование были настроены провести всё это без потерь, но так не бывает. Наше подразделение занимало оборону и обеспечивало безопасность Кабула в 30-километровой зоне. Именно на такое расстояние могли стрелять «тосы» (неуправляемые ракеты). Находили точки, с которых вели обстрел по городу, уничтожали их. Бывало и с душманами сталкивались. Если точка стоит, значит, рядом где-то склад вооружения, не каждому под силу такой снаряд таскать. Было много выездов по неделе-две, до месяца доходило. В Чарикарской долине, в Баграме бывали. В полку практически и не были. В основном выезды… Запомнились выступления известных артистов, приезжали к нам Иосиф Кобзон, Александр Розенбаум, Эдита Пьеха.

Горжусь тем, что служил именно в первом батальоне нашего полка, в котором были три Героя Советского Союза, в нашем батальоне – два. Это начальник штаба полка Руслан Аушев и замкомроты Юрий Шиков, к сожалению, в конце 2019-го его не стало, – Андрей Журба вспоминает и других сослуживцев, которых уже нет среди нас. А ещё он отмечает, что из его группы 25-го училища почти половина парней попали в погранотряды на границе с Афганистаном, достойно защищая рубежи нашей Родины. Рассказывает воин-интернационалист и о том, как строились отношения с местным населением.

– Помогали жителям выращивать сельхозкультуры, строить школы и больницы, делились мукой, сахаром и другими продуктами. Кормили нас хорошо, на выезд также выдавали паёк. Привыкли люди к такому. Помню, как лет через 15 после вывода Советских войск увидел сюжет по телевидению, там показывали пограничников, вернувшихся на места боевой славы. И один из них рассказал, как там подошёл к нему местный аксакал и стал просить помощи. Пришлось объяснять, что времена сменились… – говоря об изменившейся с годами ситуации, Андрей Витальевич вспоминает красивейшие виды цветущих в афганских долинах тюльпанов. Он хотел бы вновь туда вернуться и полюбоваться ими уже в мирное время. Но нет возможности. Рассказывает он о крепком боевом братстве и солдатской дружбе, о том, как находит через социальные сети сослуживцев и возобновляет общение. Радуется, что в Белорецке прекрасно взаимодействуют общественные организации воинов запаса, уделяющие большое внимание спортивному и патриотическому воспитанию молодёжи.

– Хорошо, что в городе проводится много мероприятий, в основном спортивных. Из-за рабочего графика не всегда могу на них присутствовать, но по возможности помогаю ребятам, уроки мужества проводим, – говорит Андрей Витальевич.

– Раз заговорили о дне сегодняшнем, расскажите, как сложилась ваша судьба после Афганистана, каково было вернуться в мирное время?

– Как я говорил, дослуживал я в Белоруссии, там уже мирные жители. Поэтому переход был плавным и почти незаметным. Демобилизовавшись, я вернулся в Белорецк, на комбинат, где тружусь вот уже более 30 лет. Работал на Стане-800, отучился на крановщика, потом перешёл на Стан-150. Супруга Наталья Николаевна работает в детском саду. С ней мы вырастили дочь Елену и сына Антона, оба они уже получили образование. Стараемся им помогать, поддерживать.

Каждый год 15 февраля мы встречаемся у памятника воинам-интернационалистам, навещаем могилы уже ушедших от нас товарищей. Вот и в этот раз день расписан, – завершает разговор Андрей Журба. В его памяти ещё много историй, которые он готов рассказать.

Источник:
Журба, А. В. Горжусь своим батальоном : [беседа с ветераном боевых действий, проходившем службу в Афганистане А. В. Журбой / записала Н. Борисевич] / А. В. Журба. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2021. – 16 февраля. – С. 5.