Мы исполнили свой долг (председатель общественного объединения «Боевое братство», член координационного совета ветеранов боевых действий РБ И. В. Смердов)

Мы исполнили свой долг (председатель общественного объединения «Боевое братство», член координационного совета ветеранов боевых действий РБ И. В. Смердов)
И. В. Смердов

К 25-летию вывода советских войск из Афганистана Гость нашей редакции Игорь Смердов, по всему видать, не любитель громкой славы, скорее он человек практического склада. Такого мужчину легче представить, к примеру, на посту директора завода или начальника экспедиции геологов. Но судьбе угодно было в 1979 году привести этого инзерского парня в Свердловское танковое училище, а после приличной практики в мотострелковых частях в 1986 году старший лейтенант Игорь Смердов выехал в Афганистан заместителем командира роты в 101-й мотострелковый полк пятой гвардейской дивизии. За 2,5 года войны Игорь трижды был ранен, и осенью 1988 года, после первого этапа вывода войск в порядке плановой замены офицеров афганского контингента войск, покинул эту неласковую страну. Сегодня преподаватель ОБЖ и НВП педагогического колледжа Игорь Смердов – председатель общественного объединения «Боевое братство», член координационного совета ветеранов боевых действий РБ. Из трех ветеранских планок на своем деловом костюме особо выделяет орден Красной Звезды.

Всероссийское общественное движение ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство» создано 26 декабря 1997 года. Это решение поддержали более 60 общественных ветеранских организаций и ассоциаций из 67 регионов России. Состоявшийся тогда же Первый съезд утвердил Устав Союза, избрал Председателя в лице Бориса Громова и Координационный совет.

– Игорь Витальевич, сегодня мы будем говорить о патриотическом воспитании. Уверен, что хорошо знаете, как нужно воспитывать патриотов.

– В свое время и к нам на классные часы приходили ветераны. Теперь настал наш черед. И нам есть что рассказать молодежи, которую всегда было принято ругать. На самом же деле она такая же, как и, к примеру, 30 лет назад. Мы можем заниматься с молодыми активнее, а можем и забыть о том, что они есть. Соответствующим будет и результат. Все зависит от того, что мы вкладываем в часы занятий. К слову, сейчас нас, ветеранов, рвут на части – сходи туда, поговори с теми, расскажи там… Но по опыту прошлых лет знаю – закончится патриотический месячник, и о нас забудут.

– Насколько я понимаю, в этом деле должна работать система. Государство заказывает будущих воинов. Семья и школа заряжают идеей и дают первоначальную подготовку, военкомат контролирует качество, а армия принимает готовых к обучению военнослужащих.

– Да, у нас есть Конституция и федеральный закон о военной службе. Там есть раздел о военно-патриотической работе. Обязанности власти, учебных заведений, общественных организаций четко расписаны и, казалось бы, должны действовать, как часы. Мне пришлось поработать в этом секторе деятельности в военкомате и скажу, что если делать все, что положено, город шумел бы круглосуточно. На самом же деле система очень хромает. Те же военные сборы проводят в усеченном виде. Нет детских военно-патриотических клубов, обществ. Многое у нас существует только в отчетах. Раньше в военкомате на этом деле специально сидел офицер, при нормальной постановке дела он крутился как белка в колесе. Так что кроме автошколы ДОСААФ мне некого отметить в воспитании современного бойца. Довоенная система всеобщего обучения военному делу, пожалуй, сейчас и не нужна. Тогда страна демонстративно готовилась к войне. Время было такое. Но и нынешнее попустительство в деле воспитания любви к Отечеству зачастую выходит нам боком.

У нас в педколледже в полном объеме выполняется программа военной начальной подготовки. Проводятся занятия по стрельбе из пневматического оружия, есть договоренность с директором автошколы Ахибзяновым о парашютной подготовке. В прошлые выходные на горе Мраткино мы провели соревнования по горным лыжам. Никто с нас не спрашивает за эту работу и не требует отчета. Мы сами все проводим.

Немного о нашем обществе. В Белорецком отделении «Боевого братства» 190 бывших служащих 40-й армии Министерства обороны и 38 человек — от погранвойск. По уставу организации мы принимаем и участников событий в Венгрии, Чехословакии, Корее, Вьетнаме, обеих чеченских войнах, но эти ребята пока что не осознают необходимости в объединении. Есть у нас порядка 30 активных ветеранов, которых мы можем оперативно собрать и организовать мероприятие. Тесно работаем с «Крылатой гвардией».

– Перестройка памятника погибшим афганцам на улице Косоротова, насколько я понимаю, шла не без вашего участия?

– К его обновлению приступили в 2012-м году. Мы следили за состоянием старого памятника, кстати, первого в нашей республике. И все же решили провести его реконструкцию. Пока мы ещё в силах организовать и оплатить эту работу, медлить нельзя. Надо оставить потомкам достойную память о наших товарищах. Гранит под скульптурой солдата, отлитой в Каслях, – первый из четырех камней, которые будут стоять на этом месте. На второй глыбе будет выбит список частей, воевавших в Афгане, а на третьей – перечень всех восьми погранотрядов. Позже будет еще четвёртый камень. Так что речь идет о мемориале. На мемориал складывались все; как всегда, хорошо помогли предприниматели города и района. Очень дорогая скульптура солдата. Общая сумма расходов уже превысила миллион рублей. Всю работу по демонтажу старого и строительству нового мемориала взяли на себя Павел Суровцев, Александр Бетин, Сергей Никитенко.

– Поговорим о песне. Назначенный на 2 марта во Дворце культуры концерт «Голубых беретов» организован тоже с вашей подачи?

– Да, затащить их в Белорецк – давняя задумка. При том что творчество этой группы направлено явно не на развлечение публики, билеты начали уходить практически сразу после того, как мы объявили о концерте. Надо сказать, что все четыре афганских коллектива – «Контингент» из Оренбурга, «Контраст», «Наши» Стаса Назина и «Голубые береты» – были дивизионными ансамблями и сложились ко времени выхода наших войск из Афганистана. Первые две песни об Афгане известны еще с 1979 года, когда готовился штурм дворца Амина. А инструктаж командованию частей перед выдвижением в Союз проводили посланцы из Политбюро. Зная, что на мосту в Кушке будут иностранные наблюдатели, эти ребята из Москвы предупреждали: только вот не надо!.. Не надо этих ваших тяжелых песен. Есть же у вас баянисты! Пусть поют «По долинам и по взгорьям»,- смеется Смердов.

В заключение скажу, что 25-летие вывода войск для нас афганцев – важнейшее событие. Что бы ни говорили о политической подоплеке, мы честно выполнили свой воинский долг. В законе сказано: мы не имеем права обсуждать приказы командиров и начальников. В каждом бою мы делали все для достижения успеха. За время моей службы командир роты был ранен, погибли два командира взвода, большинство бойцов тоже были ранены. Так что мы даже не участвуем в спорах о целях и необходимости афганской войны.

Источник:
Швец, Л. Мы исполнили свой долг : [беседа с председателем общественного объединения «Боевое братство», членом координационного совета ветеранов боевых действий РБ И. В. Смердовым / записал Л. Швец] / И. В. Смердов. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2014. – 17 февраля.